Камо Грядеши (рус. Куда Ты идёшь, Господи? лат. Quo vadis, Domine?) – фраза, по преданию, сказанная апостолом Петром Иисусу Христу.  Покидающий Рим во время гонений на христиан Пётр вернулся, услышав ответ Христа: «За то, что ты оставил Мой народ, Я иду в Рим на второе распятие».

В переносном смысле фраза Камо грядеши? является предложением задуматься, туда ли идёт человек в своей жизни, верны ли его жизненные ценности.  В этом разделе вы найдёте публикации  – в том числе, из мониторинга СМИ  –  на самые разные темы, которые, как мы надеемся, покажутся вам не только интересными, но и побуждающими к размышлению и работе души.


Неудачный брак?

venchanie«Как самый близкий во Христе человек, она должна была обличить своего мужа. Достаточно было ей просто отнестись к себе с самоуважением и осознать, что в этих условиях попирается ее достоинство как образа Божьего. Попирается кем? Самым близким, самым дорогим человеком. Это ведь ему грех. А грех – это погибель. Значит, дорогого, любимого человека надо спасать, выводя из прельщенного самоупоения».

Кто виноват

Никто не виноват. В проблеме, о которой пойдет разговор, иногда бывает, что виноватых нет, но все же далеко не всегда так. Точнее, не о том речь. Не никто не виноват, а не имеет значения, виноват ли кто и в чем. Искать виновников чьих-либо жизненных неудач, искалеченных судеб и пр. не всегда есть смысл. Важней всего установить причину произошедшего. И когда есть виноватые, и когда не виноват никто.

«Я понять хочу». Попробуйте это кому-то сказать, пытаясь разобраться в их запутанных отношениях, в конфликте, пусть даже «отгремели бои». Думаете, вам поверят? Вряд ли. Скорее всего, зачислят вас в категорию «от супостатов» и решат, что вы ищете виноватых, и сразу начнут защищаться, а лучшая защита, как известно, – нападение. И получите вы по полной программе.

Произойдет это потому, что люди очень часто не доискиваются причины. Их с детства приучили искать виноватого. Не для установления истины или справедливости, а чтобы обвинить, осудить и наказать. А потому и не столь важно, виновен ли обвиняемый, главное, чтобы кто-то был обвинен и понес наказание. Для этого надо обвинить того, кого проще, безопасней и т.д.

Подробнее...

 

Если врач - то православный

pravoslavnyi_vrachЧеловек является созданием Божиим, имеющим тело материальное, физическое, вещественное и душу – невещественную, нематериальную, которая и управляет физическим телом. Тело создано из той же материи, что и вся вселенная, из тех же химических элементов, и оно смертно, и по смерти разлагается на эти химические элементы.

Душа же бессмертна. Раз созданная Богом, она призвана существовать уже вечно, и именно душа животворит тело и управляет им.

В Священном Писании сказано о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7). Из этого видно, что человек создан из «праха земного», т. е. из той же материи, что и Земля. И потом уже – после создания физического тела – Бог вдунул в него «дыхание жизни». И это «дыхание жизни» есть Дыхание или Дух Бога. Таким образом, человек в отличие от всего прочего творения, является непосредственным «дыханием» Божиим, имеет Дух, родственный Богу. Об этом в том же Священном Писании сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт.2:7). Вот это «дыхание жизни» и есть образ Божий в человеке.

Подробнее...

 

Послушание - путь к свободе

Авраам приносит в жерттву Исаака

Послушание – предмет непростой. С одной стороны, все слышали, что это одна из главных христианских добродетелей, иначе говоря, одно из главных требований к личности христианина. С другой – слишком часто это слово вызывает больший или меньший, осознанный или неосознанный протест. Потому, может быть, что в нерелигиозной жизни многие именно через непослушание обретают – как, по крайней мере, кажется – себя. Или потому, что в каждом человеке действуют механизмы самозащиты и сопротивления принуждению. Кроме того, услышав слово «послушание», многие сразу предполагают крайний вариант – полный отказ от собственной воли. И считают, что послушание – это только для монахов. Так что же такое послушание, каким образом оно должно присутствовать в нашей жизни? Как и почему возникло само понятие послушания? Как получилось, что оно стало именоваться одной из главных христианских добродетелей? Каково его духовное обоснование и духовное значение?

Здесь надо начинать с того, с чего начались все злоключения рода человеческого, а именно – с грехопадения. Отпадение праотцев от Бога произошло именно посредством преслушания, преступления той заповеди, которая дана была первозданному человеку – о невкушении плода с Древа познания добра и зла. Эта заповедь, которую Господь дал человеку, заключалась именно в послушании. В чем ее смысл? Господь учил человека сообразовывать, соединять свою волю с Его волей. Именно тогда, когда человек пошел против воли Божией, когда его воля стала действовать отдельно от воли Бога – произошло грехопадение. Это повлекло за собой извращение природы самого человека, искажение всего видимого для нас мира. Вот плод непослушания.

Подробнее...

 

Святые отцы о грехе пьянства

pjanstvo_2

Проблема злоупотребления спиртным не является исключительно славянской проблемой. Пьянство как явление греховного порядка существует во всем мире и с давних пор. Еще задолго до Рождества Христова ветхозаветный праотец Лот, «убежденный дочерьми, упился вином, и удобно вовлек его диавол в любодеяние». Но и в нашей стране проблема пьянства всегда стояла особенно остро, а в последнее время приобрела и вовсе размах, угрожающий национальной безопасности. Можно перечислять множество причин подобной симпатии русского человека к «зеленому змию», но одно можно сказать с уверенностью: «зеленый змий» сыграл в судьбах наших соотечественников ту же роль, что и «древний змий» в судьбе первых людей Адама и Евы в том смысле, что принес и продолжает приносить в семьи многих из нас неизбывные беды.

Подробнее...

 

Нужна ли Церкви психология

vesy

Сегодня, в эпоху постоянных стрессов и депрессий, в церковной среде все чаще звучат дискуссии о том, стоит ли верующим в каких-то ситуациях прибегать к помощи психолога или психотерапевта или все это – блажь, ведь для решения подобных проблем достаточно священника. В ряде духовных семинарий курс психологии включен в программу, однако верующие то и дело высказывают опасения, что в этих веяниях проявляется та самая секуляризация церковной жизни – «подстраивание» Православия под модные тенденции времени.

Так нужна ли Церкви психология? Возможно ли соработничество психолога и священника, и если да, то в каких случаях?

Подробнее...

 

Послушание превыше поста и молитвы

ohladevanie_veryМногим знакомо такое состояние: вроде бы совсем недавно сердце горело о Господе, а сегодня оно сухо, молиться не хочется, сомнения подступают со всех сторон. Так продолжается день, другой, третий, месяц. И вдруг пронзает мысль: веры… нет?! Насколько естественно – или, наоборот, противоестественно – такое состояние? Почему со временем оскудевает вера? Можно ли этого избежать и как? И что делать, чтобы с наименьшими духовными потерями пережить этот период?

«Благодать возвращается, если человек ревностен»

Подробнее...

 

Чем опасны наши греховные страсти

Греховные страстиИз истории Рима известно, что Тарпея, дочь начальника крепости на Капитолийском холме, согласилась впустить неприятельских солдат, соблазнившись их золотыми браслетами. Она их впустила с условием, что солдаты подарят ей все украшения, которые носят на левой руке. Воины исполнили обещание: их предводитель Гатиус первый вручил ей свой щит и браслеты, а солдаты стали бросать в нее свои драгоценные украшения и щиты, пока она не упала мертвой под их тяжестью. Так небольшое желание стало причиной гибели.

С каждой греховной страстью происходит практически то же самое. Человек соблазняется мнимым благом, один раз выражает согласие, и далее эта страсть обрушивается на душу бесконечной ношей, порабощая и убивая ее.

Подробнее...

 

Послание митрополита Онуфрия по случаю Прощеного воскресения и начала Великого поста

mitropolit2И остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим
(Мф. 6:14)

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

С древних времен Святая Церковь научила нас начинать Великий Пост особым днем, в который каждый христианин должен простить ближнему все обиды и вины. Это прощение становится первой ступенью духовного подвига, который предстоит пройти нам в дни Святой Четыредесятницы. Духовная жизнь это не какая-то теоретическая наука или философия, а реальное общение с Богом в Духе Святом. И поэтому Чин Прощения, с которого начинается Великий Пост, это не обычный обряд или символ. Это реальная духовное изменение в душе христианина, которое делает наши сердца способными к любви.

Подробнее...

 

Что думает Бог, когда мы молимся в гневе?

molitvaНаша повседневная жизнь соткана из общения. И из наших характеров. Кто-то легкий и отходчивый смотрит на мир проще, а кого-то способен вывести из равновесия брошенный на него случайный хмурый взгляд.

Как бы мы, такие разные, ни работали над собой, иногда спорные, конфликтные ситуации всё же возникают. Чтобы досадные недоразумения не омрачали взаимоотношений и, тем более, не перерастали в жизненные драмы, можно попробовать научиться выходить из них с наименьшими потерями. Но при этом шаг за шагом преодолевать гневливую страсть.

Как именно – рассказывает порталу "Правмир" наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона (Черепанов).

– Владыка, есть в Евангелии ставшая знаменитой фраза: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».

Всё чётко сказано: пойди и примирись. Но что если в данный конкретный момент с гневом совладать никак не можешь, а уже время идти в храм на воскресную Литургию или читать вечернее правило. Можно ли молиться, ощущая в душе злость, или необходимо ждать, пока утихнет, и только потом становиться на молитву?

Подробнее...

 

Коньки, гости, Новый год, когда же поститься?

novyj_god_den_rozhdenija_12Сегодня пост в сознании молодежи обретает вид некой сезонной православной диеты. Но в еде ли дело? Как сделать пост интересным и нужным? Можно ли веселиться в пост? В самом начале Рождественского поста состоялась беседа ректора РПУ и наместника Высоко-Петровского монастыря игумена Петра (Еремеева) на тему «Как поститься молодежи». По материалам портала "Православие и мир".

Первый пост человечества и его составляющие

Прежде всего, обратимся к опыту поста наших предков, чтобы понять, как совершался пост раньше. Кто был первым постником из людского рода? Конечно, первый человек. Когда Господь творит человека, Адама, а затем его спутницу Еву, Он дает двум первым людям заповедь – не вкушать от древа познания добра и зла. Это первое упражнение для человеческого духа. Всё можете делать, всем наслаждаться, но одного не делайте – не вкушайте от древа познания добра и зла. Потом произошло нарушение этой первой заповеди, Адам и Ева вкусили от этого древа и потеряли чистоту и простоту. Получается, что первое от чего мы воздерживались в лице наших предков – не мясо, не молоко, не тортики, а плод с древа. То есть сознательный отказ от пищи, ограничение своей воли человеком не имеет никакого отношения к происхождению данной пищи.

Подробнее...

 
Київська Митрополія Української Православної Церкви
  • Вікарії Київської Митрополії взяли участь у святкуваннях з нагоди річниці обрітення Піщанської ікони Божої Матері
    21 липня 2019 року, день святкування 265-ї річниці обрітення Піщанської ікони Божої Матері, з благословення Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Онуфрія та на запрошення митрополита Ізюмського і Куп‘янського Єлисея, вікарії Київської Митрополії єпископ Баришівський Віктор та єпископ Білогородський Сильвестр взяли участь у Божественній літургії в Свято-Вознесенському кафедральному соборі міста Ізюм Харківської області. Богослужіння очолив […]
  • Блаженніший Митрополит Онуфрій очолив літургію у Києво-Печерській Лаврі
    21 липня 2019 року, у Неділю 5-ту після П’ятидесятниці, Блаженніший Митрополит Київський і всієї України Онуфрій очолив Божественну літургію в Успенському соборі Свято-Успенської Києво-Печерської Лаври. Його Блаженству співслужили: намісник Свято-Успенської Києво-Печерської Лаври митрополит Вишгородський і Чорнобильський Павел, керуючий справами УПЦ митрополит Бориспільський і Броварський Антоній, архієпископ Гурій (Кузьменко), гості у священному сані та духовенство обителі. […]
  • У Київській Митрополії відбувся ставленицький іспит для кандидатів на висвячення у священний сан
    19 липня 2019 року з благословення Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Онуфрія у Київській Митрополії відбулося засідання Ставленицької Комісії Київської єпархії Української Православної Церкви. На засіданні, яке проходило під головуванням голови комісії, вікарія Київської Митрополії архієпископа Боярського Феодосія, були екзаменовані кандидати у сан священика і диякона для служіння в Київській єпархії. В роботі комісії […]