Камо Грядеши (рус. Куда Ты идёшь, Господи? лат. Quo vadis, Domine?) – фраза, по преданию, сказанная апостолом Петром Иисусу Христу.  Покидающий Рим во время гонений на христиан Пётр вернулся, услышав ответ Христа: «За то, что ты оставил Мой народ, Я иду в Рим на второе распятие».

В переносном смысле фраза Камо грядеши? является предложением задуматься, туда ли идёт человек в своей жизни, верны ли его жизненные ценности.  В этом разделе вы найдёте публикации  – в том числе, из мониторинга СМИ  –  на самые разные темы, которые, как мы надеемся, покажутся вам не только интересными, но и побуждающими к размышлению и работе души.


На пути к Богу много препятствий, но нельзя останавливаться

propoved_18Когда Бог призывает, нужно все оставить и пойти к Нему.

На пути в Царство Божие человек встречает множество препятствий и чтобы их преодолеть, нужны усилия. Об этом сказал Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в проповеди 24 декабря 2017 года, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, во время Литургии в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

Разъясняя пастве евангельскую притчу о званых на брачный пир (Мф. 22:1-14), Предстоятель Украинской Православной Церкви отметил, что в ней показано, как люди предпочитают свои земные, временные радости вечным.

«Царство Небесное Господь открыл для людей через Свое воскресение, через Свою победу над грехом и призывает всех людей в это Царство. Что требуется от нас? От нас требуется только одно – захотеть. Или, иными словами, послушаться гласа Божия и пойти в это Царство. Но, к сожалению, только кажется, что это просто сделать», – сказал Архипастырь.

Подробнее...

 

Почему нужно приходить в храм?

zachem-nuzhna-tserkovЕсть люди, которые верят в Бога, но не ходят в храм. «Бог у меня в душе», – говорят они.

Если их слова истинны, мы преклоняемся перед такими святыми людьми. Сказать «Бог у меня в душе» – значит назвать храмом себя. К сожалению, многие истинно верующие пока еще далеки от этого. Мы не представляем свою жизнь без храма. И если бы нас спросили, зачем нам храм, ответ должен звучать так:

В храме мы получаем то, чего не можем получить дома сами – Тело и Кровь Христовы. Сколько бы мы ни молились в стенах нашей квартиры, хлеб и вино на столе останутся лишь хлебом и вином. Только в храме, где собирается на молитву церковный народ, возглавляемый священниками, мы становимся соучастниками и причастниками великого чуда – Таинства Евхаристии.

В храме верующий человек получает возможность молиться долго и качественно. Попробуйте внимательно творить молитву несколько часов у себя дома – это очень трудно. Храм же предлагает нам выверенное веками последование богослужения – чтение, пение, разные обрядовые действия. Это дает возможность провести длительное время в полноценной молитве.

Подробнее...

 

Для чего поститься?

neobhodimost_postaНыне все чаще приходится слышать, мол, не надо строго поститься, главное – не мяса не есть, а ближнего. Люди, немного знакомые с историей Церкви, в своих рассуждениях о бесполезности поста идут еще дальше и говорят, что многодневные посты придумали монахи, следовательно, мирянам, которые в большинстве загружены физическим трудом, так много поститься нельзя.

На первый взгляд, аргументация людей, придерживающихся либеральных взглядов на пост, довольно убедительная. Разве не бывает так, что человек усердно постится, тщательно изучает, присутствует ли молоко в составе печенья, которым его угощают, но в то же время может быть грубым и невоздержанным по отношению к домашним и коллегам по работе, часами просиживать в интернете, рассматривая неприличные изображения.

Действительно, в монастыре, где все братья добровольно подчинены определенному Уставу, поститься намного легче, чем в мирских условиях. Напротив,  в больших семьях не все могут и хотят соблюдать постный устав, а потому на хозяйку дома во время поста при готовке пищи ложится двойная нагрузка: нужно приготовить пищу и постную, и скоромную, что существенно увеличивает время труда и количество затрат. Также  непросто поститься тем людям, которые каждый день выполняют тяжелую физическую работу или серьезно болеют.

Подробнее...

 

Какому святому молиться?

kakomu_svatomuКакому святому помолиться, чтобы выйти замуж? А какому святому поставить свечку от головной боли? А при онкологии кому помолиться? А при мигрени? Эти вопросы и их многочисленные вариации регулярно слышат как сотрудники церковных лавок, так и многие воцерковленные прихожане. Действительно, очень актуальный вопрос для многих наших современников: кому и как помолиться, чтобы всё в жизни «стало хорошо».

Однако вопрос почитания святых и молитвы им – это не просто вопрос о «сферах ответственности» каждого святого. Это гораздо более серьезный вопрос о том, зачем вообще нужно молитвенное общение со святыми. Ведь, например, протестанты, отрицают даже саму такую возможность.

Таким образом, мы видим две крайности: «молиться святым не надо, нужно молиться только Богу» и вторая крайность – это уже названное разделение на «сферы ответственности». Давайте разбираться, чему же учит Православная Церковь в вопросе почитания святых.

Подробнее...

 

Зачем нужны акафисты

akafistyКаждый православный христианин, хоть раз в жизни открывавший молитвослов, знаком с таким явлением в современной церковной жизни, как акафист.

Возникший как победный гимн византийского народа, акафист прочно проник в современную приходскую жизнь и постепенно стал восприниматься как необходимый элемент благочестия и богослужебной практики, без которого не обходится ни одно торжественное богослужение или более-менее продолжительная келейная молитва современного подвижника. Для многих акафист в келейном молитвенном правиле даже вытеснил с по праву принадлежащего им места повечерия, дневные каноны и полунощницу. Чтение акафиста назначается некоторыми духовниками как вид епитимии, в общественном богослужении акафистом иногда пытаются заменить чтение кафизм или служение полунощницы, для многих акафист стал, так сказать, выражением любви к богослужению. Из всех молитвенно-богослужебных произведений, составленных в современный период исторического бытия Церкви, большую часть составляют именно акафисты. Для выявления причин такой популярности данного гимнографического жанра необходимо познакомится с историей его возникновения.

Подробнее...

 

О правильном проведении заупокойных богослужений

zaupokojnaja_sluzhbaЦерковь освящает не только плоды рук человеческих, не только призывает Божие благословение на все человеческие труды, но освящает и само время, в котором христианин совершает свой жизненный подвиг. Это видно из включения понятия времени в строй православного богослужения. Воспринимая время в контексте раннехристианской эсхатологии, Церковь, осознавая свою причастность «будущему эону» – Царству Небесному (Мф. 3:2), все же совершает Свою миссию в конкретных временных рамках, и в связи с этим время как бы включается в реальность вечного Царствия Христова. Богослужение и в первую очередь Евхаристия, по словам протопресвитера о. Александра Шмемана, «...и есть актуализация нового эона в веке сем». Из этого закона не выпадают и конкретные условия жизни человека, но и даже сама смерть.

Смерть христианина и соборная молитва Церкви

Смерть христианина, которая в свете смерти и воскресения Христа Спасителя теряет свою трагическую непреодолимость, сопровождается неизменным молитвенным напутствием и соборным богослужением Церкви. Это связанно с тем, что «смерть для христианина остается непостижимым переходом в таинственное будущее». Митрополит Иларион (Алфеев) замечает: «Молитва Церкви об усопшем – традиция, восходящая к временам ранней Церкви. Заупокойная молитва является одной из форм следования апостольскому призыву молиться за всех человеков (1 Тим. 2:1)».

Подробнее...

 

Страшно жить без праздника? (Несколько слов о хеллоуине)

hellowin_2017Город вновь охвачен предпраздничной суетой. На этот раз народ предвкушает страшный и загадочный Хеллоуин.

Собственно, с предвкушения и хочется начать. Однажды первого января довелось услышать один разговор. Очень дорого одетая женщина апатичным голосом твердила собеседнику: «Правду же говорят, что приготовление к празднику приносит больше радости, чем сам праздник. Да... А иначе – чем жить?»

Действительно, если веры в Бога нет, а в конце тебя просто не станет, то как и зачем жить? Уныние от бессмысленности собственного существования миллионы наших и не только наших сограждан пытаются подавить жизненной суетой. Лучше всего забыться помогает шумное веселье. И тут уже большой роли не играет, какой именно будет праздник: Новый год, Пасха или Хеллоуин. Лишь бы было весело и побольше колоритного антуража. Об этом более двух с половиной тысяч лет тому назад писал еще пророк Исаия: «Будем есть и пить, ибо завтра умрем» (Ис. 22:13, 1 Кор. 15:32). Жизнь коротка, бери от нее, как говорится, по максимуму.

Подробнее...

 

Не осуждай ближнего своего

osuzhdenieОсуждение – один из самых распространенных грехов. Почему же мы осуждаем других?

Прежде всего потому, что считаем себя лучше. Однако наблюдая за чужими ошибками, мы неизбежно перестаем видеть грехи свои. Следовательно, чем чаще мы замечаем прегрешения ближних, тем большему забвению предаем свои беззакония, собирая тем самым горящие угли на свою же голову.

Об этом Христос говорит нам в притче о двух должниках (см. Лк.7:41–43). Два человека были должны деньги – один 500 динариев, другой 50 – и обоим нечем было заплатить. Заимодавец прощает долг и первому, и второму. Кто будет испытывать большую любовь к заимодавцу? Конечно же, тот, кому более простили. Ну и что же тут назидательного, можно спросить. Христос далее раскрывает духовную суть притчи: заимодавцем оказывается Сам Бог, перед лицом Которого становится неважным, кто сколько должен. Долг заведомо не может быть оплачен – он может быть только прощен. И если нет покаяния и просьбы о прощении, даже самые незначительные долги перед Богом в итоге окажутся невыплаченными и человек не сможет оправдаться. Но своих собственных просьб о прощении недостаточно. Есть очень важное, самое главное условие твоего прощения – прости и ты. Причем все и всем, раз и навсегда.

Подробнее...

 

Нужно ли благословение родителей на брак?

blagoslovenie_roditelejМногих современных людей, посещающих храм, интересует одна тема. Она заключается в том, что молодые люди, которые готовятся вступить в брак, должны обязательно каким-то образом согласовать свои желания с родителями, чуть ли не получить благословение. Им кажется, что для нашего времени это самое благословение выглядит как минимум неуместно. Уже много лет у нас принято, что молодые люди сами решают свою судьбу, каждый человек свободен и сам выбирает, что ему делать. А родительское благословение еще при царе Горохе превратилось лишь в обряд, который, судя по всему, ни для кого ничего не значит. Поэтому люди от него и отказались.

Нужен ли нам возврат к этому благословению? Может ли он пойти кому-то на пользу? И в чем вообще его смысл?

Действительно, еще лет двадцать-тридцать назад подавляющее большинство психологов на эти вопросы ответили бы: да, родительское благословение – это абсурд. Но сейчас складывается иная ситуация, потому что если раньше психология прежде всего занималась личностью одного человека, рассматривая ее в некоторой изоляции, то теперь возникла так называемая системная психология, которая рассматривает личность не отдельно, а в системе, в которой она существует.

Подробнее...

 

Что делать, если тяжело молиться?

molitva_neobhodimaИ в болезни, и в усталости молиться нужно.

Царство Божие силою берется. Это значит, что нужно работать над собой, понуждать себя. Зависит, конечно, и от состояния человека и от того, какое правило он читает. Если человек вообще не может читать по болезни – понятно. Но разве он не может сказать «Господи, помилуй»?!

Бог смотрит в сердце, а не на какую-то правильность. Если человек приходит уставший, молиться не может, но садится смотреть телевизор – это лукавство.

Ему тяжело молиться – он может в чем-то сократить свое келейное правило, читать его сидя. Даже лежа можно, если действительно настолько устал. Но такие вопросы оговариваются с духовником в индивидуальном порядке. Молиться можно хоть в подвешенном состоянии. Попросить у Бога прощения, что в таком положении молишься, поблагодарить Господа, что дал здоровье и достаток на сегодняшний день.

Подробнее...

 
Київська Митрополія Української Православної Церкви
  • У Києві діє реабілітаційний центр, яким опікуватимуться священнослужителі столиці
    З благословення Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Онуфрія на парафіях Києва та єпархії розпочнеть свою діяльність Православний центр імені Георгія Побідоносця. Центр входить до Міжнародної антинаркотичної асоціації з 2015 року та веде свою діяльність в сфері алко та наркотичної залежностей у Києві та області, а також займається волонтерською діяльністю. Співробітники несуть своє служіння, грунтуючись […]
  • Відбулися соборна літургія та спільне говіння духовенства Подільського благочиння
    17 апреля, в середу шостої седмиці Великого посту, з благословення Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Онуфрія вікарій Київської Митрополії архієпископ Боярський Феодосій, керуючий Північним київським вікаріатством, звершив літургію Передосвячених Дарів в споруджуваному храмі на честь преподобного Сергія Радонезького у Подільському районі столиці. Високопреосвященному владиці співслужили: благочинний Подільського благочиння протоієрей Тимофій Костюченко, настоятель храму протоієрей […]
  • Блаженніший Митрополит Онуфрій висловив співчуття з приводу пожежі у Соборі Паризької Богоматері
    Блаженніший Митрополит Київський і всієї України Онуфрій у своєму листі до Посла Французької республіки в Україні пані Ізабель Дюмон висловив співчуття з приводу великої трагедії. «Зі смутком отримав звістку про пожежу в одному з найбільш відомих християнських соборів світу – Соборі Паризької Богоматері. <…> Прошу прийняти наші співчуття, а також щирі побажання, щоб Ваша країна […]