Камо Грядеши (рус. Куда Ты идёшь, Господи? лат. Quo vadis, Domine?) – фраза, по преданию, сказанная апостолом Петром Иисусу Христу.  Покидающий Рим во время гонений на христиан Пётр вернулся, услышав ответ Христа: «За то, что ты оставил Мой народ, Я иду в Рим на второе распятие».

В переносном смысле фраза Камо грядеши? является предложением задуматься, туда ли идёт человек в своей жизни, верны ли его жизненные ценности.  В этом разделе вы найдёте публикации  – в том числе, из мониторинга СМИ  –  на самые разные темы, которые, как мы надеемся, покажутся вам не только интересными, но и побуждающими к размышлению и работе души.


Основные правила Великого Поста

post_velМы часто слышим и говорим о Великом посте как об особенном времени в жизни Церкви: это время более длительной молитвы, ограничении себя во всех сферах жизни, время внимательного отношения к своему духовному состоянию.

Чтобы провести Великий пост с Господом и Его учениками, а не превратить его в полтора месяца тяжелой и бессмысленной диеты, постараемся запомнить 10 важных правил.

1. Радуйтесь.

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес.5:16-18), – мудрый совет апостола как никогда актуален в великопостные дни.

Велик соблазн впасть в уныние: «Как же я проживу без вкусной еды! Теперь никаких развлечений! Какие долгие службы!» – тогда как причин для уныния нет. Долгие службы – это и высокие образцы средневековой духовной поэзии, и философские размышления о месте человека в вечности, и ощущение единства с другими молящимися, и общение с Самим Богом.

Подробнее...

 

Как войти в Храм после долгих лет?

ja_i_gospodВы были крещены в детстве. Это решение принимали не вы. Это решение принимали за вас. Сейчас вы стоите перед Церковью, и у вас очень много вопросов. Вы хотите в нее войти. Это прекрасно. Господь этому радуется, Он сказал о том, что об одной душе, которая потерялась и нашлась, Он радуется больше, чем о 99, которые никогда не терялись.

Действительно, на Небе радость, потому что вы решили вернуться на свою Родину, на которой были, может, несколько дней всего в своем дальнем-дальнем детстве. Первое, что хотелось бы вам сказать: Господь знает, почему вы не были в Церкви. Воспитание, отсутствие храмов, отсутствие традиций, никто вас не привел. Господь знает все эти сложности, особенно в нашей стране, где в течение очень многих лет невозможно было ходить в храм. Были целые города, где вообще не было ни одного открытого храма. Господь все это знал.

Подробнее...

 

О поминовении усопших

zaupokojnaja_subbotaБог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк.20:38), – сказал Христос Спаситель неверовавшим в воскресение мертвых саддукеям.

Святая Православная Христианская Церковь, твердо веруя этим неложным словам Спасителя, всегда во всеуслышание исповедует непререкаемую истину, что со смертью человека жизнь его не прекращается. Что мы видим умирающим? Только тело, которое взято из земли и опять возвращается в землю. Плоть разлагается и обращается в прах, а сам по себе человек, со всеми своими чувствами и со своей бессмертной душой, продолжает жить, переходя только из этого мира в другой, загробный. Следовательно, общение между живыми и мертвыми смертью не разрушается, а продолжает существовать.

На основании этой истины Церковь всегда, начиная со времен Ветхозаветных, а особенно в Новозаветное время – время Апостольское, совершала и продолжает совершать поминовение и творить молитвы по усопшим единоверным своим братиям. Святая Церковь, принося ежедневные молитвы за усопших своих чад, побуждает к этому и всех верующих, чтобы они едиными устами и единым сердцем возносили к Престолу Божию пламенные молитвы с просьбой о упокоении усопших своих сродников в местах блаженства. К молитве за усопших побуждает нас христианская любовь, которая соединяет нас взаимно во Иисусе Христе во единое братство. Усопшие единоверцы – наши ближние, которых Бог приказывает нам любить, как самих себя. Ибо Бог не сказал: любите ближних, пока они живут на земле. Стало быть, Господь не ограничивает любовь к ближним границами земного бытия, а простирает ее и в вечный загробный мир. Но чем, как не поминовением, чем, как не молитвою, мы можем доказать свою любовь к перешедшим в жизнь загробную? Каждому из нас желательно, чтобы по отшестии нашем из сей жизни наши ближние нас не забывали и молились о нас. Чтобы это исполнилось, надобно и нам поминать усопших. Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф.7:2), – говорит Спаситель. Поэтому тех, кто поминает усопших, помянет Господь, помянут и люди по отхождении их из сего мира. Велико утешение и велика награда тому, кто ближнего спасает от временного несчастия, но гораздо большая награда и большее утешение ожидает того, кто своими молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение грехов и перейти из мрачных адских темниц в светлые блаженные обители.

Подробнее...

 

"Печать антихриста" или печать Божия?

son_spravedlivyhВряд ли найдется такой верующий человек, который не слышал бы о «печати антихриста». И многие думают, что о ней написано в книге Апокалипсис, – но это не так. Словосочетание «печать антихриста» в Библии отсутствует. Книга Откровения рассказывает о «начертании антихриста». Понятия сходные, но все же не до конца тождественные. Начертание отнюдь не равняется печати.

В греческом тексте 13-й главы Откровения мы видим слово χάραγμα [х'арагма], которое означает «начертание, знак». В случаях использования слова «печать» появляется другой термин – σφραγίς [сфрагис] (отсюда сфрагистика – наука, изучающая печати). Но «печать» в Апокалипсисе как раз связывается не с антихристом, а с Богом. «Начертание антихриста» и «печать Бога» – таково словоупотребление книги Откровение.

О печати антихриста в Библии не написано

Мы с вами тысячу раз слышали о печати антихриста, о которой на самом деле в Библии не написано. И почти никто не говорит о печати Творца, про которую Библия повествует. Странное дело: получается, о Христе христианам как-то скучно беседовать. Подавай страшилки, ужасы, антихриста, диавола… В пику этой странной тенденции хотелось бы поговорить о Божией печати.

Подробнее...

 

Перші підготовчі дні до Великого Посту

lestvitsa_75348611111Більшість з нас читали Новий Завіт, і, звісно ж, якщо навіть і не вчитувалися, то, напевно, чули притчу про митаря і фарисея. Це перша офіційна сходинка до Великого посту. У багатьох кінострічках зазвичай є позитивні герої і негативні герої, одні рятують, інші руйнують. Давайте спробуємо розібратись, хто ж добрий, а хто поганий у притчі, яку розповів Господь?

У цій притчі немає поганих. Як би це дивно не звучало, та Святе Письмо не дозволяє нам оцінювати людину. Оцінювати людину, карати її чи виправдовувати може тільки Господь. Ми здатні аналізувати вчинки, тому що вони мають моральне значення, а поки людина живе, вона має можливість сказати «Господи, прости», виправитися. Звернімося до притчі про митаря і фарисея. Ісус Христос говорить: «Кажу вам, що цей (тобто митар) повернувся до свого дому оправданий більше, ніж той (тобто фарисей)». Молитву обох почуто, але перша молитва багатослівна і не має великого результату, а друга малослівна, але має великий результат. Коли ми читаємо цю притчу, відразу згадуються слова з Великого покаянного канону Андрія Критського: «Митар спасся і блудниця очистилась, а фарисей, нахваляючись, був осуджений; перший бо –‟будь милостивим до менеˮ, друга –‟помилуй менеˮ, а цей, вихваляючи себе, виголошував: ‟Боже, дякую Тобіˮ та інші слова нерозумні». Тобто навіть св. отець вважає, що молитва, яку виголошує митар, певною мірою безумство. Чому? Тому що ця людина поступає бездумно. Ми, готуючись до Великого посту, читаємо цей фрагмент Святого Письма для того, щоб правильно акцентувати цінності.

Приступаючи до Великого посту, слід розуміти, що ти не лише обираєш меню, розпорядок дня, а й виходиш на поле боротьби – боротьби з дияволом. Можна робити все правильно: і читати молитву, і відвідувати храм, і постувати, але якщо ти не розумієш, для чого це все робиться, ти нашкодиш своїй душі.

Подробнее...

 

Зачем читается Неусыпаемая Псалтирь?

neusypaemaja_psaltyrНеусыпаемая Псалтирь – это практика непрестанного внебогослужебного чтения Псалтири. Чаще всего Псалтирь читается без перерыва, как днем, так и ночью, при этом чтение останавливается только на время, определенное для общественного богослужения, например, во время совершения Всенощного бдения и Божественной литургии. Обычно подобная практика осуществляется в больших монастырях, где имеется достаточное количество насельников: монахов или монахинь.

Почему для такой молитвы выбрана именно Псалтирь? Потому что, по мысли святых отцов, Псалтирь – это одна из самых важных книг Священного Писания Ветхого Завета, чтение которой настраивает человеческое сердце на молитву. Так, еще святой апостол Павел призывал христиан назидать себя «псалмами и славословиями и песнопениями духовными» (см.: Еф. 5:19). Следовательно, роль Псалтири двояка: это и молитва как общение с Богом, и некое духовное назидание, которое мы получаем всякий раз при чтении Божественного Откровения. 

Подробнее...

 

Духовные мысли

raspiatie_hristaБольше всего боятся бесы шести добродетелей:

1. Голодного чрева.

2. Жажды.

3. Молитвы Иисусовой.

4. Крестного знамения, когда кто-нибудь хорошо осеняет себя крестом.

5. Частого причащения, когда кто-нибудь достойно причащается часто.

6. И надеющихся на Бога всей душою, и верующих, и уповающих на Бога без сомнений. Ибо нет для бесов ничего страшнее этого оружия.

Об Иисусовой молитве:

Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Посчитайте - здесь всего пять слов. Иисусова молитва содержит пять слов, но эти пять слов проведут вас по пяти континентам земли, пять слов разведут небеса во всю длину и ширину мира; пять слов поставят вас пред престолом Божиим; пять слов вложат в вас Христа и сделают вас близкими Ему.

Если можете, то там, где вы сейчас есть, возносите ее. Если вы не делаете чего-нибудь, требующего всецелой сосредоточенности, то возносите ее про себя. Попробуйте.

Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Мы повторяем ее по многу раз, потому что кто-нибудь, может, не расслышал ее как следует, а кто-то не знает, как молиться этой молитвой, или знает ее более пространный вариант: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго! Другие произносят ее кратко, кто-то говорит только: Господи, помилуй! – третьи только: Иисусе, помилуй мя! – а четвертые произносят лишь: Господи, Иисусе! А вы скажите, что хотите, и как хотите, скажите это, достаточно лишь произносить это имя, и чтобы оно высеклось в вашем сердце – имя Господа нашего Иисуса Христа.

 

Животворящая сила 90-го псалма

psalom_90Говоря о девяностом псалме, нельзя не коснуться темы о благодатном, благотворном и спасительном чтении Псалтири в жизни каждого православного христианина.

Так, к примеру, представитель древнего египетского монашества, которое огромнейшее значение в своей аскезе и духовном подвиге придавало Псалтири, пресвитер скитский Маркелл из Лавры Келлий говорил так: «Поверьте, чада, что ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не унижает, не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла – сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все Священное Писание полезно, и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто так не сокрушает его как Псалтирь…»

Святой праведный же Иоанн Кронштадтский спустя много сотен лет написал о псалмах: «Боговдохновенные песнопения Давида руководят всех к молитве, преданности к Богу, славословию и благодарению Бога за все; они просвещают, питают, услаждают и укрепляют души верующие; прогоняют невидимых врагов, врачуют страсти душевные, научают любить Бога и хранить Его заповеди, молиться за всех и непрестанно возноситься к Богу; и сладость их, польза для душ благочестивых неисчислима…» А святитель Иоанн Златоуст называл Псалтирь «святилищем слова Божия».

Подробнее...

 

Притчи для детей о смысле христианской жизни

5_pritchК афонским старцам за советом паломники съезжаются со всего мира, к монахам приводят для благословения и напутствия и детей. Старец Гавриил Карейский, который много лет подвизается в келье Святого Христодула близ столицы Святой Горы Кареи, дает наставления детям в виде притч, которые помогут разобраться в истинных ценностях христианской жизни.

О том, что нельзя судить дела Бога

«Один человек сидел в лесу под развесистым дубом и судил дела Божьи. Он говорил, что Господь сотворил мир несовершенным, и в нем много ненужных вещей. «Вот, например, зачем нужны плоды этого дерева? Если бы Бог создал дуб, на котором растут кабачки, от него была бы польза – мы бы могли их кушать». В этот момент один желудь с дуба упал на голову этого человека. Тогда он поднял глаза к небу и говорит: «Господи, если бы ты создал это дерево таким, на котором росли бы кабачки, то его плод сейчас убил бы меня».

Подробнее...

 

Необходимая проповедь

propovedГде рождаются мысли? Человек, не знакомый со Священным Писанием, наверняка ответит так, как нас учили в школе: мысли появляются в голове. Или более научно: мысль есть продукт деятельности мозга. Однако библейские тексты открывают нам нечто иное. Христос говорит ученикам: «Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы» (Мк.7,21). Богородица в Своей песне хвалит Бога за то, что Он «рассеял надменных помышлениями сердца их» (Лк.1,51). Апостол Петр советует волхву Симону: «Молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего» (Деян.8,22).

Писание сообщает нам важную идею – мысли рождаются из сердца. Сердце же в библейском понимании означает центр духовной жизни человека. Любая мысль, а, следовательно, и каждое слово имеют свое духовное качество; они рождены из сердца человека и несут отпечаток глубин его личности.

Read More

Мысли и слова, исходящие из очищенного сердца, имеют очистительное воздействие. Поэтому нам так отрадно бывает слушать пусть не очень-то искусных в красноречии, но святых проповедников. Например, старец Кирилл (Павлов). Если читать его напечатанные проповеди, они кажутся самыми обычными. Но когда люди слышали живой голос этого титана духа, видели его лицо – воздействие простых слов старца было очень сильным, потому что за каждой фразой стоял опыт. Подобно тому, как и о проповеди Христа евангелист свидетельствует: «Народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф.7,29).

Подробнее...

 
Київська Митрополія Української Православної Церкви
  • Вікарії Київської Митрополії взяли участь у святкуваннях з нагоди річниці обрітення Піщанської ікони Божої Матері
    21 липня 2019 року, день святкування 265-ї річниці обрітення Піщанської ікони Божої Матері, з благословення Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Онуфрія та на запрошення митрополита Ізюмського і Куп‘янського Єлисея, вікарії Київської Митрополії єпископ Баришівський Віктор та єпископ Білогородський Сильвестр взяли участь у Божественній літургії в Свято-Вознесенському кафедральному соборі міста Ізюм Харківської області. Богослужіння очолив […]
  • Блаженніший Митрополит Онуфрій очолив літургію у Києво-Печерській Лаврі
    21 липня 2019 року, у Неділю 5-ту після П’ятидесятниці, Блаженніший Митрополит Київський і всієї України Онуфрій очолив Божественну літургію в Успенському соборі Свято-Успенської Києво-Печерської Лаври. Його Блаженству співслужили: намісник Свято-Успенської Києво-Печерської Лаври митрополит Вишгородський і Чорнобильський Павел, керуючий справами УПЦ митрополит Бориспільський і Броварський Антоній, архієпископ Гурій (Кузьменко), гості у священному сані та духовенство обителі. […]
  • У Київській Митрополії відбувся ставленицький іспит для кандидатів на висвячення у священний сан
    19 липня 2019 року з благословення Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Онуфрія у Київській Митрополії відбулося засідання Ставленицької Комісії Київської єпархії Української Православної Церкви. На засіданні, яке проходило під головуванням голови комісії, вікарія Київської Митрополії архієпископа Боярського Феодосія, були екзаменовані кандидати у сан священика і диякона для служіння в Київській єпархії. В роботі комісії […]