Камо Грядеши (рус. Куда Ты идёшь, Господи? лат. Quo vadis, Domine?) – фраза, по преданию, сказанная апостолом Петром Иисусу Христу.  Покидающий Рим во время гонений на христиан Пётр вернулся, услышав ответ Христа: «За то, что ты оставил Мой народ, Я иду в Рим на второе распятие».

В переносном смысле фраза Камо грядеши? является предложением задуматься, туда ли идёт человек в своей жизни, верны ли его жизненные ценности.  В этом разделе вы найдёте публикации  – в том числе, из мониторинга СМИ  –  на самые разные темы, которые, как мы надеемся, покажутся вам не только интересными, но и побуждающими к размышлению и работе души.


Не осуждай ближнего своего

osuzhdenieОсуждение – один из самых распространенных грехов. Почему же мы осуждаем других?

Прежде всего потому, что считаем себя лучше. Однако наблюдая за чужими ошибками, мы неизбежно перестаем видеть грехи свои. Следовательно, чем чаще мы замечаем прегрешения ближних, тем большему забвению предаем свои беззакония, собирая тем самым горящие угли на свою же голову.

Об этом Христос говорит нам в притче о двух должниках (см. Лк.7:41–43). Два человека были должны деньги – один 500 динариев, другой 50 – и обоим нечем было заплатить. Заимодавец прощает долг и первому, и второму. Кто будет испытывать большую любовь к заимодавцу? Конечно же, тот, кому более простили. Ну и что же тут назидательного, можно спросить. Христос далее раскрывает духовную суть притчи: заимодавцем оказывается Сам Бог, перед лицом Которого становится неважным, кто сколько должен. Долг заведомо не может быть оплачен – он может быть только прощен. И если нет покаяния и просьбы о прощении, даже самые незначительные долги перед Богом в итоге окажутся невыплаченными и человек не сможет оправдаться. Но своих собственных просьб о прощении недостаточно. Есть очень важное, самое главное условие твоего прощения – прости и ты. Причем все и всем, раз и навсегда.

Подробнее...

 

Нужно ли благословение родителей на брак?

blagoslovenie_roditelejМногих современных людей, посещающих храм, интересует одна тема. Она заключается в том, что молодые люди, которые готовятся вступить в брак, должны обязательно каким-то образом согласовать свои желания с родителями, чуть ли не получить благословение. Им кажется, что для нашего времени это самое благословение выглядит как минимум неуместно. Уже много лет у нас принято, что молодые люди сами решают свою судьбу, каждый человек свободен и сам выбирает, что ему делать. А родительское благословение еще при царе Горохе превратилось лишь в обряд, который, судя по всему, ни для кого ничего не значит. Поэтому люди от него и отказались.

Нужен ли нам возврат к этому благословению? Может ли он пойти кому-то на пользу? И в чем вообще его смысл?

Действительно, еще лет двадцать-тридцать назад подавляющее большинство психологов на эти вопросы ответили бы: да, родительское благословение – это абсурд. Но сейчас складывается иная ситуация, потому что если раньше психология прежде всего занималась личностью одного человека, рассматривая ее в некоторой изоляции, то теперь возникла так называемая системная психология, которая рассматривает личность не отдельно, а в системе, в которой она существует.

Подробнее...

 

Что делать, если тяжело молиться?

molitva_neobhodimaИ в болезни, и в усталости молиться нужно.

Царство Божие силою берется. Это значит, что нужно работать над собой, понуждать себя. Зависит, конечно, и от состояния человека и от того, какое правило он читает. Если человек вообще не может читать по болезни – понятно. Но разве он не может сказать «Господи, помилуй»?!

Бог смотрит в сердце, а не на какую-то правильность. Если человек приходит уставший, молиться не может, но садится смотреть телевизор – это лукавство.

Ему тяжело молиться – он может в чем-то сократить свое келейное правило, читать его сидя. Даже лежа можно, если действительно настолько устал. Но такие вопросы оговариваются с духовником в индивидуальном порядке. Молиться можно хоть в подвешенном состоянии. Попросить у Бога прощения, что в таком положении молишься, поблагодарить Господа, что дал здоровье и достаток на сегодняшний день.

Подробнее...

 

Чего не должна делать женщина

pravoslavnaja_zhenschinaЖенщину Бог сотворил в раю из Адама. Она ребро, поэтому головка ее должна быть приклонена к Адаму. И поскольку муж является главой семейной церкви, а жена – хранительницей очага, она никогда не должна возражать супругу. Ни в чем. Это по апостолу Павлу. Иногда женщина хочет занять главенствующее место в семье. Часто люди говорят: «Не забывайте, что муж – это глава, а жена – это шея». Вот тут есть один очень тонкий нюанс: кто обращает на него внимание, тот всегда находится в счастливом браке. Дело в том, что голова будет смотреть туда, куда захочет шея. Но это нужно сделать так тонко, чтобы голова не заметила. Она сама, так сказать, поворачивается туда, куда хочет шея.

Подробнее...

 

Нужно ли всегда носить нательный крест?

krest_hristovНесколько недель назад в храмах читались такие прекрасные евангельские слова: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»  (Ин. 3:14). То есть Спаситель прямо сравнил свое распятие, воздвижение Креста с медным змием, тысячи лет назад вознесенным святым пророком Моисеем на древе посреди пустыни для того, чтобы укушенные змеями евреи взирали на этого медного змия и исцелялись. «И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека] ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Чис. 21:8). В вышеупомянутом стихе Святого Евангелия Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос прямо сравнивает себя с медным змием, а знамя, о котором говорил Бог святому пророку Моисею, с Распятием – Крестным Древом.

Фактически дважды в Священном Писании Бог почти прямо говорит о том, что крест есть главное оружие против врага и основное средство спасения падшего человека. «Взирание на него» – то есть не просто физическое действие, но главное – порыв души, любовь к Богу, к Его страданиям, к Распятию, молитва веры, осенение себя крестным знамением, ношение нательного креста является спасительным актом, избавляющим и от диавола, и от бед, и от различных неприятностей.

Подробнее...

 

Что такое антидор

antidorСлово «антидор» греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «анти» и «ди орон». «Анти» переводится на русский язык как «вместо», «ди орон» – «дар». То есть буквальный перевод слова – «вместодарие».

Что это обозначает? Мы знаем, что в проскомидии используются пять просфор. Если можно так выразиться, одна из них лучшая и главная. Она называется агничной. Из нее определенным образом с определенными молитвословиями священник вырезает агнец – сердцевину просфоры с печатью вверху в виде креста. Данная вырезанная просфора имеет трапециевидную форму. Позже на Литургии благодатью Святого Духа она пресуществится в Тело Христово.

Обрезки-остатки же этой просфоры, которые не вошли в агнец, в сущности и называются антидором. Он является также великой святыней. Святитель Симеон Солунский о нем писал: «Антидор есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб, как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их».

Подробнее...

 

Священное Писание о браке

pisanie1. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. (Быт.2:22-24)

*  *  *

2. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем. (Еккл.9:9)

*  *  *

3. Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. (Притчи 31:10)

Подробнее...

 

Несколько основных вопросов о Православии и православных

pravoslavie- Зачем православные освящают офисы, квартиры, машины?

– Обычно на данный вопрос можно услышать следующий ответ: православные освящают свои жилища и автомобили, чтобы сохранить их (или же самих себя) от действия бесовских сил. Однако такое объяснение вовсе не ограничивает всю суть указанного священнодействия. Православный христианин отличается от прочих людей прежде всего тем, что в центре его жизни всегда находится Христос. Именно поэтому православные освящают свои жилища, офисы, автомобили. Не оттого, что боятся какого-нибудь стихийного бедствия, неудачи в бизнесе или дорожного происшествия. Вовсе нет. Мы освящаем свои квартиры, так как хотим, чтобы Сам Господь, как видно это из слов молитв чинопоследования освящения, вошел в него, почтил его Своим присутствием, подобно тому, как некогда вошел в дом мытаря Закхея. И мы помним, какая разительная перемена произошла с бывшим начальником мытарей после встречи со Спасителем. Он стал другим – более человечным, когда принял Господа в свое сердце. Возможно, мы этого и не замечаем (или же не хотим замечать), но нам очень не хватает в нашей жизни ощущения Божественного присутствия. Мы настолько привыкли к суете, что зачастую боимся оставаться наедине с самими собой. Статистика показывает, что большинство людей, приходя домой, автоматически, на уровне подсознания, сразу же стараются включить телевизор, чтобы посмотреть, например, ту или иную телепередачу или же какой-нибудь фильм, другие предпочитают слушать музыку, но так или иначе немногие желают оставаться в тишине. Однако если мы живем в освященном доме, работаем в освященном офисе, ездим на освященном автомобиле, то всегда должны помнить, что мы уже не одни, что с момента освящения жилища, офиса, авто рядом с нами всегда находится Кто-то еще, и этот Кто-то желает, чтобы мы становились только лучше.    

Подробнее...

 

О правильном праздновании Преображения Господня

ikona_nastennaja_malПреображение Господне – наш престольный праздник - один из двунадесятых праздников (то есть особенно значимых, великих), отмечающихся Православной Церковью.

С первых веков существования христианства праздник Преображение занял особое место в церковном календаре. Упоминания об этом празднике были еще в IV веке. Нам об этом известно благодаря проповедям и трудам таких Отцов Церкви, как преподобный Ефрем Сирин, святитель Иоанн Златоуст, святитель Кирилл Александрийский (все упомянутые святые жили и трудились в IV веке).

И именно в IV веке царица Елена воздвигла храм в честь Преображения Господня на горе Фавор, месте Преображения Спасителя.

При равноапостольной царице была установлена и традиция почитания святой горы Фавор как места Преображения Господа нашего Иисуса Христа. На самой высокой точке горы была воздвигнута базилика – на самом месте Преображения, а чуть ниже был построен трехпрестольный храм – в том месте, где уснули святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн…

Подробнее...

 

Иисус Христоc и религиозные лидеры

iisus_christosХристос – Богочеловек, воплотившийся Бог, Он говорил от Бога, т.к. Сам Им является. Все другие религиозные лидеры – простые смертные люди, пытавшиеся постичь Творца вселенной абстрактными умозаключениями (как Будда) или через посредников (как Мухаммед через духа Джабраила).

Мы можем согласиться, что Будда и Мухаммед – это великие учителя. Христос, строго говоря, учителем не был. У Него не было какой-то стройной теории, Он говорил, в основном, притчами, Он не отменил Ветхозаветных заповедей. Он принес в мир Свою любовь, Свою жертву любви. Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. Христос пришёл, чтобы в Своём человеческом естестве исцелить первородный грех, отпадение от Бога, которому было подвержено всё человечество после грехопадения и привить к Себе желающих спасения.

Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание.

Учение Мухаммеда представляет из себя смесь древних арабских верований, иудаизма и христианских еретических учений.

Личность Иисуса несоизмеримо выше, Он отверг всё земное – семейные узы, собственность (Будда был женат и имел дочь, после «просветления» отверг аскетику); (Мухаммед был женат на влиятельной мекканской вдове (от 2 мужей) своей дальней родственнице купчихе Хадидже. После ее смерти Мухаммед заключил несколько браков с другими женщинами, имел 7 детей. «Более всего на земле я любил женщин и ароматы, но полное наслаждение находил всегда только в молитве»).

Подробнее...

 
Київська Митрополія Української Православної Церкви
  • Вікарії Київської Митрополії взяли участь у святкуваннях з нагоди річниці обрітення Піщанської ікони Божої Матері
    21 липня 2019 року, день святкування 265-ї річниці обрітення Піщанської ікони Божої Матері, з благословення Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Онуфрія та на запрошення митрополита Ізюмського і Куп‘янського Єлисея, вікарії Київської Митрополії єпископ Баришівський Віктор та єпископ Білогородський Сильвестр взяли участь у Божественній літургії в Свято-Вознесенському кафедральному соборі міста Ізюм Харківської області. Богослужіння очолив […]
  • Блаженніший Митрополит Онуфрій очолив літургію у Києво-Печерській Лаврі
    21 липня 2019 року, у Неділю 5-ту після П’ятидесятниці, Блаженніший Митрополит Київський і всієї України Онуфрій очолив Божественну літургію в Успенському соборі Свято-Успенської Києво-Печерської Лаври. Його Блаженству співслужили: намісник Свято-Успенської Києво-Печерської Лаври митрополит Вишгородський і Чорнобильський Павел, керуючий справами УПЦ митрополит Бориспільський і Броварський Антоній, архієпископ Гурій (Кузьменко), гості у священному сані та духовенство обителі. […]
  • У Київській Митрополії відбувся ставленицький іспит для кандидатів на висвячення у священний сан
    19 липня 2019 року з благословення Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Онуфрія у Київській Митрополії відбулося засідання Ставленицької Комісії Київської єпархії Української Православної Церкви. На засіданні, яке проходило під головуванням голови комісії, вікарія Київської Митрополії архієпископа Боярського Феодосія, були екзаменовані кандидати у сан священика і диякона для служіння в Київській єпархії. В роботі комісії […]