Шпатлевка стен под обои. Быстрая шпатлевка стен своими руками. Стоимость шпатлевки стен. Штукатурка стен цена. Быстрая штукатурка стен своими руками. Отделка стен штукатуркой. Декоративная отделка стен. Качественная отделка стен декоративным камнем. Отделка стен своими руками. Мини токарный станок своими руками. Как сделать токарный станок своими руками. Настольный токарный станок своими руками. Облицовка дома кирпичом. Качественная облицовка дома кирпичом фото. Наружная облицовка дома. Как начать бизнес с нуля. Быстро начать бизнес без вложений. Начать бизнес с нуля идеи. Канализация в частный дом. Хочу сделать канализация своими руками. Водоснабжение и канализация дома. Строительство фундаментов цены. Быстрая строительство фундамента своими руками. Технология строительства фундамента.

О правильном проведении заупокойных богослужений

zaupokojnaja_sluzhbaЦерковь освящает не только плоды рук человеческих, не только призывает Божие благословение на все человеческие труды, но освящает и само время, в котором христианин совершает свой жизненный подвиг. Это видно из включения понятия времени в строй православного богослужения. Воспринимая время в контексте раннехристианской эсхатологии, Церковь, осознавая свою причастность «будущему эону» – Царству Небесному (Мф. 3:2), все же совершает Свою миссию в конкретных временных рамках, и в связи с этим время как бы включается в реальность вечного Царствия Христова. Богослужение и в первую очередь Евхаристия, по словам протопресвитера о. Александра Шмемана, «...и есть актуализация нового эона в веке сем». Из этого закона не выпадают и конкретные условия жизни человека, но и даже сама смерть.

Смерть христианина и соборная молитва Церкви

Смерть христианина, которая в свете смерти и воскресения Христа Спасителя теряет свою трагическую непреодолимость, сопровождается неизменным молитвенным напутствием и соборным богослужением Церкви. Это связанно с тем, что «смерть для христианина остается непостижимым переходом в таинственное будущее». Митрополит Иларион (Алфеев) замечает: «Молитва Церкви об усопшем – традиция, восходящая к временам ранней Церкви. Заупокойная молитва является одной из форм следования апостольскому призыву молиться за всех человеков (1 Тим. 2:1)».

Read More

Read More

«Но, – как пишет святитель Афанасий (Сахаров), – для остающихся на земле смерть не только близких, но и чужих, всегда печаль… Поэтому плачь и скорбь при гробе и вообще при воспоминании об умерших вполне естественны, являются психологической необходимостью, выражением истинной любви к усопшим».

Таким образом, мы видим, что обряды и молитвословия, связанные со смертью и погребением, имеют два вектора направленности – по отношению к самому умершему и по отношению к родственникам и близким, окружающим погребальный одр. И именно к ним, оставшимся на земле и собранным ради молитвы, обращена большая часть литургических гимнографических текстов сугубо заупокойного богослужения. Поэтому мы можем говорить о миссионерском значении и о важности именно в миссионерском плане погребения как момента, когда имеют место психологический, бытовой и общинный факторы.

Стоит сразу оговориться, что последования, связанные с погребением умершего, очень часто в народе принято называть «отпеванием». Это название не совсем точно отражает суть происходящего. Требник исследуемому чину усваивает наименование «Последование мертвенное мирских тел», а киноварь вверху листа обозначает другое название – «Последование погребения мирских человек». Слово же «отпевание» содержит в себе намек на важность самого действия «от»-«петь» («вы»-«читать», «от»-«читать») вне зависимости от отношения к нему окружающих. Это в корне противоречит христианскому православному учению о молитве и, возможно, является рудиментом языческой практики за-говоров, и на-говоров. Церковь же всегда настаивала на необходимости деятельного и осознанного молитвенного участия верующих в совершении тех или иных молитвословий и обрядовых действий (1 Кор.14:14–15).

Рассматривая и анализируя вектор заупокойных последований, направленный на находящихся рядом с гробом родных и близких в его миссионерском преломлении, можно выделить несколько аспектов, которые являются важными составляющими и анализ которых позволит священнослужителю, совершающему заупокойное богослужение, правильно организовать свое миссионерское служение в данном случае.

Психологическое состояние присутствующих

Кончина близкого вырывает человека из круговорота его повседневных бытовых суетливых дел и поставляет перед лицом великого таинства смерти. Будучи смертным, каждый человек поневоле задумывается о смысле бытия, о взаимодействии жизни и смерти, о посмертной участи. Все эти вопросы, которые были до поры-до времени скрыты суетливой пеленой быта, остро встают перед каждым при виде гроба близкого человека. «Опыт смерти пробуждает в человеке такие отклики, что невозможно свести ее к обыкновенному явлению природы, все содержание которого можно исчерпать объективным изучением. Смерть не может быть лишена смысла».

В то же самое время острая боль утраты рождают в душе человека ужасное горе и большую скорбь о потере близкого. Это психофизическое состояние заставляет искать поддержки и утешения у Единого Утешителя.

Именно поэтому молитвословия и проповедь на погребении представляются необходимыми. В случае если скорбящий не получит утешение в молитве Церкви и словах священнослужителя, существует опасность для него попасть под воздействие беса уныния и отчаяния, который стремится нарушить течение жизни православного христианина и посредством этих страстей ввергнуть его в мрачные теснины преисподней бездны. Для находящихся в состоянии сильной скорби обряд церковного погребения, содержащий в себе молитвословия и гимнографический материал умилительного содержания, дает возможность найти правильное русло печали, казалось бы, до этого безысходной, позволяет открыть источник слез и направляет их в единственном правильном курсе, сублимируя все эмоции и переживания и находя для них выражение в молитве о помиловании усопшего. Более того, скорбящие в словах заупокойных последований находят надежду на то, что смерть не является всемогущей, что их разлука с любимым и любящим не вечна, что его бытие не прервано, но обрело иную форму и у них есть упование на встречу в невечернем свете Царствия Христова. Именно в этом психологическом состоянии родственники и близкие умершего требуют обращенного к ним слова утешения и поддержки. Их сердца из каменистой почвы превращаются в благодатную землю, ожидающую спасительного сеяния Слова.

В то же время проводить усопшего в «путь всея земли» приходят не только близкие родственники, но и сослуживцы, соседи, знакомые и другие люди, так или иначе связанные с умершим или его родственниками. Так они выражают свое почтение и уважение. Особенно это явление распространено в сельской местности. Все пришедшие на погребение люди являются потенциальными прихожанами Православной Церкви, но зачастую принадлежат к Ней только по рождению: не участвуют в благодатной церковно-мистериальной жизни и не посещают храм Божий. Они не стремятся к воцерковлению и не спешат услышать церковное благовестие. Так или иначе, они, подчиняясь правилам приличия, вынуждены присутствовать на заупокойной молитве и потому волей-неволей соприкасаются как с благодатным действием церковной молитвы, так и с проповедью, неразрывно связанной с богослужением.

Эти потенциальные прихожане во время заупокойной службы получают уникальный шанс услышать глас евангельской проповеди, и священнослужитель не имеет права упустить эту возможность.

Возможно, не все присутствующие захотят прислушаться к слову Церкви. Но для миссионера важно вспомнить слова великого святителя Иоанна Златоуста: «Скажешь мне: какая польза от слов твоих? Есть польза, если кто слушает меня. Я делаю свое: сеятель сеет… Если не все послушают, половина послушает; не половина, так третья часть; не третья, так десятая; не десятая, так хоть один из такого множества послушает, лишь бы послушал…». Священнослужитель обязан совершить погребение и сказать слово так, чтобы не погубить хоть некоторых из собравшихся для проводов усопшего, потому что, вполне вероятно, у него или другого миссионера никогда не будет другой возможности увидеть этих людей или пообщаться с ними.

Место совершения погребения

Согласно Требнику, погребение, как длительное и продолжительное богослужение, начинается в доме умершего, затем с крестным ходом тело усопшего переносится по древнему обычаю в храм, где совершается основная часть службы, а затем, также с преднесением Креста, его провожают на кладбище к месту вечного упокоения.

Каждое из мест имеет свое миссионерское значение.

В доме, где должно начинаться богослужение, каждая вещь напоминает о своем почившем хозяине, и потому скорбь и боль утраты для родственников непереносимо остры. Особенно это сказывается в момент, когда усопшего износят из дома. В этот момент богослужение в лице его совершителя призвано словами молитв и песнопений дать выход скопившимся эмоциям родственников, направить их скорбь в русло молитвы и сдержать разрывающие сердце, а потому не имеющие смысла и ненужные причитания. Для совершителя погребения очень важно в этот момент сохранить пастырский такт и очень аккуратно прислушиваться к чаяниям и чувствам сродников, не оскорбить их излишней деловитостью или торопливостью. В то же время именно в этот момент необходимо пресечь командование и «организационный шум» со стороны «околоцерковного элемента», к которому можно отнести различных «всезнаек», норовящих всем указывать, как и что «правильно» делать.

В храме все говорит о Боге, все направлено к тому, чтобы помочь человеку сосредоточиться на молитве. Здесь умолкают страсти, угасают эмоции, успокаивается нервное возбуждение, стихает нервозность. Во всей храмовой обстановке для скорбящих родственников раскрывается во всей безграничности величие Бога и его милосердие. Сама атмосфера храма побуждает человека к молитве. И от совершителя богослужения очень важно сделать все возможное и зависящее от него, чтобы эта молитва открыла для присутствующих излияние Божественной благодати. Этому может помешать любой нецерковный предмет, небрежно оставленный служителями храма, например, швабра, ведро с водой, раскрытая книга, брошенные личные вещи. Также для скорбящих может показаться унизительным или обидным небрежно-деловитое отношение к обряду прислуживающих при храме.

Кладбище как место погребения умерших всегда вызывает у нецерковных людей ужас. И момент «последнего целования», прощания на краю свежевыкопанной могилы, является одним из самых тягостных. Священник должен найти в себе силы и подобрать слова, которые смогут поддержать родственников и в то же время напомнят всем присутствующим о том, что их всех на этой земле ждут свой гроб и своя могила. Обстановка кладбища и особенность момента позволяют сделать его, если можно так сказать, одним из самых запоминающихся с миссионерской точки зрения.

Кроме того, процесс перенесения умершего из дома в храм и из храма на кладбище имеет огромное миссионерское значение для тех, кто случайно увидел траурное шествие. Размеренность и благоговение, благолепие хоругвей (если таковые используются в данной местности), торжественное пение или произнесение молитвословий – все это может стать безмолвной проповедью и заставить случайного зрителя задуматься о смысле своего бытия или вспомнить о Боге.

К сожалению, в урбанизированной современности, в условиях многотысячного или даже многомиллионного полиса практически невозможно совершить «Последование мертвенное мирских тел» таким образом, как это указано в Требнике. Обычно отпевание совершается возле дома умершего или под подъездом/парадной многоэтажного дома. Здесь также имеются свои особенности, важные для миссионерского служения и для проповеди Христа, которые стоит учитывать. Во-первых, богослужение в более-менее тёплом и защищенном от ветра храме может быть более продолжительным по сравнению со службой на открытом воздухе, под палящим солнцем или, напротив, при сильном морозе, под дождем, снегом или ветром. Во-вторых, рядом могут проходить люди, совершенно чужие и чуждые трагедии скорбящих родственников. Умение правильно повести себя, отреагировать или пропустить мимо ушей колкую реплику, оскорбление, правильно строить отношение с равнодушным или агрессивно настроенным внешним миром может сыграть важную роль в состоящем из мелочей миссионерском служении.

Совершитель погребения

Для родственников умершего погребение близкого является событием неординарным, единичным, и все их чувства напряжены до предела. Для священника, несущего приходское служение, это событие является обычным, а треба едва ли не самой частой. И потому для него существуют соблазн и опасность бездушно или безответственно отнестись к молитвословиям и горю людей и тем самым погубить дело православной миссии. Для человека, впервые столкнувшегося с Церковью, в глаза бросается каждая мелочь. И потому поведение служащего, его внешний вид и манера совершения богослужения становятся важным фактором миссионерской деятельности.

Огромное значение, переоценить которое невозможно, имеют проповедь или слово, обращенные к родственникам и присутствующим во время погребения. Многие из стоящих у гроба никогда не слышали чистое церковное учение и не затрудняли себя изучением вопросов духовно-нравственной жизни. И потому священник должен в краткой форме затронуть те струны их душ, которые могут отозваться на его слова. Важно, наверное, не только рассказать об истинах, исповедуемых Церковью, но пробудить интерес и подвигнуть к исканиям, которые приведут слушателей к осознанному причастию Живому Телу Христову – Святой Церкви. Недопустимо в такой момент играть на эмоциональном состоянии присутствующих, разжигать их скорбь или теребить душевные раны. Священник должен стать служителем Утешителя, посланного от Отца, утешить и подарить надежду.

Таким образом, можно констатировать неоценимую значимость обрядов, связанных со смертью и погребением в контексте миссионерской деятельности. Именно от умения, тактичности, чуткости совершителей этого священнослужения, действующих от лица Церкви, зависит во многом дальнейшее развитие духовно-нравственной жизни тех людей, которые присутствовали на погребении. Для них это скорбь, печаль и трагедия, но в то же время встреча с Церковью, которая может перерасти во встречу со Христом, а возможно, стать поводом для отвержения благодатной жизни во Христе, для новых насмешек и хуления. Именно поэтому каждый, так или иначе, репрезентирующий Церковь в этот неоднозначный и тяжелый для человека момент должен помнить об обязанности проповедовать Слово Божие и свидетельствовать о Христе, которую Господь возложил на Своих учеников и последователей (Мф. 28:19–20).

 
Київська Митрополія Української Православної Церкви
Київська Митрополія Української Православної Церкви
  • Єпископ Бишівський Кирил звершив літургію в храмі села Плахтянка
    8 серпня 2022 року, у день вшанування ікони Божої Матері “Скоропослушниця материнських сліз”, вікарій Київської Митрополії єпископ Бишівський Кирил з благословення Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Онуфрія звершив Божественну літургію в Архангело-Михайлівському храмі у селі Плахтянка. Його Преосвященству співслужили: благочинний Бишівського благочиння архімандрит Філарет (Єгоров), настоятель храму протоієрей Іоанн Немеш та гості у священному […]
  • Предстоятель очолив престольне свято храму великомученика Пантелеймона при дитячому оздоровчому центрі на Буковині
    9 серпня 2022 року, у день пам’яті святого великомученика і цілителя Пантелеймона, Блаженніший Митрополит Київський і всієї України Онуфрій звершив Божественну літургію на площі перед Свято-Пантелеймонівським храмом на території дитячого оздоровчого центру поблизу села Непоротове Сокирянського району Чернівецької області. Предстоятелю співслужили: митрополит Чернівецький і Буковинський Мелетій, митрополит Банченський Лонгин, архієпископ Шепетівський і Славутський Євсевій, єпископ […]
  • Керуючий справами УПЦ очолив богослужіння престольного свята монастиря у Феофанії
    9 серпня 2022 року, у день пам’яті святого великомученика і цілителя Пантелеімона, Керуючий справами Української Православної Церкви митрополит Бориспільський і Броварський Антоній з благословення Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Онуфрія очолив Божественну літургію у Свято-Пантелеймонівському монастирі у Феофанії з нагоди престольного свята. Його Високопреосвященству співслужили: митрополит Херсонський і Таврійський Іоанн, митрополит Уманський і Звенигородський […]