Кто-то из святых сказал: «Если человек с усилием не поднимается вверх, он обязательно скатывается вниз». После Пасхи мы праздновали Фомину Неделю, вспоминали ревностную веру святого апостола Фомы. После этой Недели вспоминали ревностных, жертвенных жен-мироносиц. И сегодняшний воскресный день и вся эта неделя будет называться Неделей о расслабленном. Неожиданный поворот событий - воспоминание чуда исцеления расслабленного при Силоамской купели Господом и Богом и Спасом нашим Иисусом Христом. Это всем нам неожиданное напоминание, что оказывается и у нас может быть расслабление, и у нас может быть паралич души и тела, который мы сейчас все - начиная с Алтаря, начиная со священников и прихожан – это видим на самих себе.

Подробнее...
В третью Неделю по Пасхе Святая Православная Церковь возвещает нам о подвиге святых жен-мироносиц. О святых женах-мироносицах сказано, что они следовали за Иисусом из Галилеи, служили Ему имением своим.
Но, это хождение не было постоянным, служение жен Господу от имений своих также не всегда совершалось. Иначе, как говорит, Иннокентий Херсонский, не было бы нужды спрашивать однажды Господу учеников Своих: где нам купить хлебов? Тем более не было бы нужды в другом случае прибегать к чудесной ловле рыбы, чтобы из ее рта взять статир для уплаты подати на храм. Что же побуждает Церковь почтить их память особенно? Повод к этому их любовь и усердие к Господу Иисусу до самозабвения, до отрицания самих себя. Когда во время страшных страданий и крестного распятия Господа Иисуса Христа, опасаясь злобы иудеев, которая изливалась не только на Господа, но и на близких Ему, Апостолы и все сопутствовавшие Учителю вынуждены были скрыться или только издали наблюдать эти скорбные события – они, эти святые женщины, оставались верными Учителю. В эти страстные дни, когда Христос был предан, взят, оставлен, распят, убит, - они были рядом. У креста Апостолов не было и только Иоанн – любимый ученик Христа – стоял с Божьей Матерью.


Подробнее...
Есть люди, которым самой судьбой предназначено быть победителями. Но побеждать страны и народы иногда оказывается гораздо проще, чем одерживать маленькие победы над самим собой. Александр Македонский покорил половину мира, но умер глубоко несчастным человеком. А главная победа святого великомученика Георгия состояла в том, что он убил дьявола (победил грех) в себе. Святой погиб в невероятных муках, но абсолютно счастливым человеком. И остался Победоносцем и после смерти. 6 мая Святая Православная Церковь чтит память этого святого.


Подробнее...
Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово "радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".


Подробнее...
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. 

С этого дня начинается круг недель и седмиц целого года; в этот день в первый раз обновляется память воскресения Христова; отсюда неделя Антипасхи получила еще название недели новой, т. е. первой, – дня обновления или просто обновления; каковое название тем приличнее настоящему дню, восьмому по Пасхе, что в этот в день сам Господь благоволил обновить радость Своего воскресения новым явлением святым Апостолам.

Подробнее...
В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.
Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». Когда Лев исполнил все повеленное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391–457).

Подробнее...
Среда Светлой седмицы. О свидетелях и лжесвидетелях.
Сегодняшнее Евангелие говорило о первых учениках Господних, а книга Деяний Апостолов о том, как они впервые вышли на проповедь. Между этими двумя событиями немногим более трех лет. Все это время Апостолы неотлучно были со Христом, много слышали, много видели, и сами сподобились благодатью Божией исцелять больных и изгонять бесов. Но все же нельзя сказать, чтобы за эти три года они заметно изменились. Все время у них то сомнения, то недоумения, то непонимание, то споры. А в последних главах даже и страх, и трусость, и отречение.
Но вот проходит еще несколько дней, и ученики дерзновенно выходят на улицу и перед многотысячной толпой проповедуют Христа. И это уже другие люди. Они не оглядываются назад, не боятся ни угроз, ни страданий. Они ни во что ставят и самую смерть. Что же произошло за эти несколько дней? – А произошло то, чему были посвящены богослужения страстной седмицы и последующих светлых дней. Учитель был осужден, убит и погребен, и вдруг, в третий день явился воскресшим! И не так, как сын вдовы наинской, или как Лазарь, которые получили только временную отсрочку. Христос воскрес, чтобы не умирать вовеки; явился в новом, духовном теле, которому уже ничто не может причинить вреда.

Подробнее...
Пасха Христова – торжество из торжеств. Об этом говорит, в частности, в своем Слове на этот праздник св. Епифаний Кипрский: «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников...». Церковь в священных песнопениях называет Пасху великою, двери райские нам отверзающей, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением, призывает к ее прославлению землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное».



В ряду Господских праздников, праздник Пасхи занимает центральное место, а в ряду всех праздников христианских он "столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды". Св. Григорий Богослов в своем 45-м Слове на Пасху говорит: «Ныне спасение миру, миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, восходите и вы. Христос из гроба, освобождайтесь от уз греха, отверзаются врата ада, истребляется смерть».
Подробнее...
Воспоминание сошествия Спасителя во ад и освобождения оттуда душ всех людей, живших до Христа.
Господь во гробе, и мы у Его Гроба. Небо и земля в трепете приникли к Господнему гробу. В сей торжественности тишины, внятности молчания, светлости печали созерцает, плачет, молится и наша бедная душа. У нас у каждого есть о чем помолчать. Люди однажды убили пришедшего на землю Бога, но и доныне мы непрестанно Его убиваем. Пред лицом этого гроба нет места бессильной самозащите, ибо проницает вся сокровенная души свет его, и мы видим в этом свете свою немощь, злобу, падение. Мы, люди, вонзаем шипы в Его Чело, все и каждый, делом или неделанием. Или мы лучше тех, которые тогда Его оставили, от Него отреклись, в Нем усомнились, Его мучили и распинали? Нам только не суждено было этого испытания, внешне мы его миновали, но от того не стали свободны и мы от преступного соучастия: в лице тех богоотвергшихся, слепых и ожесточенных, богоубийство совершил род человеческий, в пленении у князя мира сего.

Подробнее...
В Страстную Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.
Воспоминание ареста, суда, избиения, поругания, казни и крестной смерти Спасителя.
В Страстную Пятницу Литургии не бывает, совершаются Царские часы с особыми псалмами, паримиями, чтением Апостола и Евангелия.
Страстная пятница – самый страшный день в истории человечества. В этот день совершилось, как казалось, предельное торжество зла, человеческой зависти и неблагодарности: Христос, воплотившийся Творец мира, столько веков ожидаемый Мессия был отвергнут Своим народом, подвергнут страшным издевательствам, несправедливо осужден и предан самой мучительной и позорной, которая только когда-либо существовала, казни.

Подробнее...
|
|