Как был установлен Успенский пост
Успенский пост наступает через месяц после Петрова поста. Этот пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели от 1 до 15 августа (даты приводятся по старому стилю).
Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства.
В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост – в Четыредесятницу, для лета летний – в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний – в седьмом месяце (Успенский), для зимы – зимний (Рождественский)».
Подробнее...
Вот и наступила Страстная седмица, которая как огненная река, течет, жгучим огнем попаляя все: изо дня в день, из часа в час, из мгновения в мгновение, – нет ей перерыва. Медленный и плачущий перезвон колоколов звучит, как зов с неба, как голос совести, уходящий в сердце… В траурных ризах духовенство, плачут звуки хора. Вспоминаются последние дни земной жизни Спасителя.
Подробнее...
Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресения) — это один из самых трагических праздников церковного года.
Казалось бы – все в нем торжество — Христос вступает в Святой Град, встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом. Но та же самая толпа, которая сегодня кричит «Осанна Сыну Давидову!», в несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия. Перенесемся духом в те страшные дни, когда Бог смертью Единородного Своего Сына одержал победу над тьмой и спас нас от власти смерти, греха, диавола. Осознаем, что Христос умер, потому что преступники мы.
Митрополит Антоний Сурожский
(Фотоотчет об освящении ваий в нашем храме можно найти в галерее).
Подробнее...
Крест хранитель всея вселенныя, Крест красота Церкве, Крест царей держава, Крест верных утверждение, Крест Ангелов слава и демонов язва.
Третья неделя Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели.
В cубботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед Крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.
Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.
Святой Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными». Начало традиции поклонения Кресту Господню было положено во времена первых христиан.
Подробнее...
Другу, третю та четверту суботи Великого посту Свята Православна Церква називає Заупокійними батьківськими суботами.
Що таке батьківська субота?
Подробнее...
Дорогие братья и сестры!
Сегодня первый день Великого Поста - особого периода в духовной жизни каждого православного христианина. На первой его седмице в нашем храме с понедельника по четверг в 17:00 читается Великий канон Андрея Критского. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. Помимо этого покаяние вызывает и другие чувства. Какие же?
Подробнее...
Великий пост предваряют подготовительные недели (воскресенья) и седмицы. Порядок служб подготовительных недель и самого Великого поста изложен в Триоди постной. Она начинается с недели о мытаре и фарисее и заканчивается в Великую субботу, охватывая 70-дневный период.
Предваряют Великий пост – святую Четыредесятницу – неделя о мытаре и фарисее, неделя и седмица о блудном сыне, неделя и седмица мясопустная (мясо-отпустная), неделя и седмица сыропустная (сыро-отпустная, сырная, масленица).
В приготовительные седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания – запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.
Подробнее...
В определенные дни года Церковь творит поминовение всех усопших отцов и братий по вере. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение,— вселенскими родительскими субботами. Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице, перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту (по материалам портала "Правмир").
Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до Великого поста? Воскресенье перед масленицей посвящено воспоминанию Страшного суда: хотя все только еще готовятся к праздничному веселью масленицы, к этому радостному веселью уже понемногу присоединяется торжественное и покаянное настроение начала Великого поста. «Поминай час смертный и вовеки не согрешишь», говорили в древности, поэтому и веселье масленицы не должно быть безумной оргией, но должно быть временем радостного общения с ближними.
Подробнее...
Начиная день с утренних молитв, мы обращаемся к Богу словами 50 псалма. Но знаем ли мы, о чем гласит каждое его предложение? Святитель Иоанн Златоуст остерегает нас: «...со вниманием приступай к этому делу, ибо невнимательные поют без пользы, произнося только слова, тогда как сердце их блуждает в другом месте». Поэтому так важно правильно понимать смысл произнесенных нами молитв, и Святые Отцы Православной Церкви помогают нам в этом. Итак, толкование на псалом 50 из книги «Псалтирь в святоотеческом изъяснении».
(1) В конец, псалом Давиду, внегда внити к нему Нафану пророку,
(2) егда вниде к Вирсавии, жене Уриеве, 50
Псалом Давиду, Духом Святым вдохновенный, дан всякому согрешающему как образец покаяния и является четвертым покаянным в общей последовательности. Божественное человеколюбие передает памяти не только подвиги святых, но и грехи их, чтобы преткновением праведника исправить путь грешника, чтобы раны одних служили лекарством для других. Пророк указывает всем людям спасительный путь покаяния, как некое искусство непрестанно одерживать победу над врагом (Златоуст, Афанасий).
(3) Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
Подробнее...
Вход Господень в Иерусалим, или Неделя ваий, — двунадесятый Господский праздник. Как и в другие подобные праздники, совершается только его служба, опускается даже воскресная служба Октоиха. Но есть у службы Входа в Иерусалим и присущие только ей особенности, имеющие глубокий смысл. Что же происходит в этот день в храме?
Подробнее...
|
|