О родительском Кресте
Либеральная свобода обернулась «высвобождением» животных инстинктов и жестокой властью греха, в первую очередь – над неокрепшими молодыми душами. О православной традиции как альтернативе либеральной идеологии и молитвенном стоянии родителей в современном мире рассуждает протоиерей Валериан Кречетов.
– Отец Валериан, в последнее время много говорится о духовно-нравственной культуре. А что такое духовно-нравственная культура? Это синоним слова «традиция»?
– Это синоним православной традиции. Потому что не все традиции бывают православного содержания. Масленицу, например, сделали совсем не тем, чем она была в Православной Руси, а она была подготовкой к Великому посту.
Основатель педагогики Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая, безголовый урод, деятельность без цели, предприятие без побуждений позади и результатов впереди». Дальше Ушинский говорит: «Наблюдая за процессами духовного обнищания населения…» – а это был XIX век, уже появились народники, начиналось развращение, отход от Церкви, – «…если дело будет идти так, то через сто лет или раньше в каждой нашей деревне будут десятки трактиров и бардаков, всегда полные, а церкви опустеют окончательно. Ужасно, но верно». Это слова классика педагогики.
Практически все великие ученые были верующими. Поэтому наименование советского журнала «Наука и религия», противопоставление одного другому – парадоксально, абсурд. Какое может быть противоречие между наукой и религией, когда ученые все верующие? А самое замечательное, что они и стали потому великими учеными, что были верующими. Потому что по-настоящему вера открывает горизонты науки, а неверие закрывает. Наука не может двигаться вперед без веры. В сущности, есть не только религиозная вера, есть научная вера. Фундамент математики зиждется на вере, потому что там есть аксиомы, которые принимаются без доказательства. Поэтому попытки людей малограмотных, не очень близких к науке, требовать доказательств для того, чтобы уверовать, – логически бессмысленны.
– Но либерализм, отрицающий веру, тоже облекается в форму науки. Например, появилась теория соматических прав четвертого поколения – это права человека распоряжаться своим телом – менять пол, заниматься проституцией, употреблять наркотики, прибегать к эвтаназии. На эту тему защищают дипломы, пишут диссертации, принимают законы. Вообще, либерализм, начавший с высоких разговоров о свободе, оборачивается свободой животных инстинктов, причем становится все более жестким, организованным и жестоким.
– Дело все в том, что существуют общечеловеческие законы, которые своей сутью имеют христианскую основу. И по этим законам человечество жило тысячелетиями. Жизненный опыт передавался через родителей, через предков, через поколения. Но уже в конце XVIII века начались революции, заблуждения, люди начали ниспровергать традиционные принципы послушания старшему поколению. Во главу угла поставили свободу животных всяких устроений.
Но если ничего не ограничивать, свобода – это броуновское движение, в конце концов, это хаос. Почему существуют строгие правила движения, поведения на дороге? Они просто неизбежны, чтобы был порядок, чтобы люди были живы. Иван Ильин сказал: «Свобода – это как хлеб, если у одного много, у другого, значит, нет». Если свободен в семье один человек, то несвободны другие. Муж свободен – несвободна жена. Жена свободна – несвободен муж. Свободны дети – несвободны родители. Это абсурд.
И никогда в обществе не было свободы в смысле вседозволенности и всехотения. Потому что жизнь в этом случае перестала бы существовать, превратилась бы в хаос. Рамки должны быть. А какие ставить рамки – это как раз вопрос нравственности, по сути своей, вопрос смысла жизни.
Жизнь вся построена на законах – допустим, вращения Земли вокруг Солнца, Луны вокруг Земли. Существуют весна, лето, осень, зима – тоже закономерность, всему свое время. Хотят не хотят – но Законодатель есть. Как законы появились без Законодателя? Тут уже признание того, что есть Высший Разум и есть Законодатель.
А человек – довольно немощное существо-то, и приписывать себе право творить свои законы и отменять законы Творца – это гордыня и самомнение, слепота даже. Потому что по сути своей человек рождается не по своей воле, и кем он рождается – мужчиной или женщиной – это опять не от него зависит. Дарования, которые он имеет, ему тоже даются. Но люди начинают мудрить – и получается или уродство, или же просто смерть.
Ну, не нравится человеку цвет глаз своих… А ничего не сделаешь, какие есть, такие есть. Там роговая оболочка. Цвет волос ты можешь изменить, и то они растут, и опять нужно красить. Допустим, можно фигуру свою как-то развивать, укреплять. Но скелет – уже сложнее, да и кто будет кости переставлять себе, позвоночник? Поэтому есть какие-то пределы, те, которые Творец попустил: ну, покрасить волосы, хотя росту уже не прибавишь. Каблуки подставляют. Но каблуки снял – и опять такого же роста.
То же – в отношении природы. Господь поселил человека в раю и сказал возделывать его. Можно над ним трудиться, что-то менять, но и там – в каких-то пределах.
– А что делать родителям взрослых детей, на которых обрушивается такая псевдосвобода через систему образования, через общество?
– Воспитывать нужно с детства. В основе всего лежит вера и семья. Церковь и семья. Если в одном духе – оно способно противостоять всему. «И Я, – говорит Спаситель, – даю им жизнь вечную» (Ин. 10:27).
Господь не только сотворил человека, дал ему все таланты, дарования, но и поместил его в соответствующие обстоятельства. На севере мы в одних условиях живем, какие-нибудь негры или индусы – в других. Мы рождаемся в определенном народе, где уже существуют традиции, воспитание, окружение. Но есть во всем этом один только момент, который дан всем нам, – это свободная воля. Человек может слушать то, что ему говорят, может не слушать, может еще искать, не удовлетворяться сказанным, это уже зависит от человека.
– А по молитве родительской может Господь направлять человека к вере?
– Конечно.
– А как совместить свободную волю человека и, предположим, желание родителей, чтобы он жил в вере? Где граница между одним и другим?
– А это уж – Господь, это не ваше дело. Он вам не дает отчета, какие границы ставит. Молиться нужно. Вон 20 лет Моника блаженная молилась о блаженном Августине. Где там граница?
– Когда молишься и нет результата, думаешь: а может, действительно, Господь хранит свободную волю?
– Свободную волю – без сомнения. Есть такие слова: «ожидающий исправления нашего и не понуждающий» – в каноне Ангелу Хранителю. Почему умный молчит до времени, безумный говорит без времени? Когда Господь изволит, тогда Он человеку напоминает. Поэтому здесь – надежда на Бога.
Я вчера читал отцам воспоминания преподобного старца Гавриила Зырянова, схиархимандрита Спасо-Елиазаровой пустыни, о том, как мама его с детства воспитывала. Он начинал шалить, она делала ему замечание, он продолжал свое. Тогда она вставала на молитву, говорила: «Господи, помоги! Что мне делать с моим сыном? Он не слушается меня! И мне за него ответ давать, и он привыкнет ко греху, потом не справится…» Она плакала. А он слышит, как мать молится, ему самому становилось стыдно, и он начинал вместе с ней молиться.
Нужно просто жить православной жизнью в семье. В субботу вечером и утром в воскресенье – ходить в храм, бывать на богослужениях под праздники, на праздники. Тот же Ушинский писал: «Обряды нашей Православной Церкви имеют великое воспитательное влияние уже потому, что они сами собой, без посредствующих объяснений, обнимают детскую душу святым, религиозным чувством, настраивают ее на возвышенный, торжественный лад».
– Батюшка, а как еще можно передать традицию?
– Традиция передается родителями, бабушками и дедушками, через пример, уклад семьи, семейного быта. А потом нужно к какому-то труду детей приучать. Одним из оздоравливающих моментов является земля, природа. Тем более что место, где человек живет, накладывает на него отпечаток. Люди, которые проживают в северной полосе, более уравновешенные, размеренные. Южные – более горячие.
– Сейчас, к сожалению, большая часть детей, молодежи живет в городах, зачастую – в виртуальном мире. Батюшка, что делать: осваивать интернет вместе с детьми или же запрещать, ограждать?
– Запрещать и ограждать – это вещи разные. Контролировать – это одно. А запрещать… Полностью не запретишь, это очень сложно. Тем более что требуют даже, чтобы пользовались интернетом, ведь есть в школах электронные дневники, какие-то задания дают.
– В таком случае нужно разрабатывать в интернете какие-то программы, государство должно вкладывать в это капиталы…
– Конечно. Мы же все-таки выступаем по телевизору, фильмы какие-то снимаем, ролики православного содержания. Это все в одном ключе работать должно. Только кто будет вкладывать? Кто там, в государственных структурах, для народа будет стараться? Увы, немногие.
– У многих, особенно у мужчин, сегодня действительно опускаются руки… Проблема нашего времени – мужской инфантилизм. Как с юности привить мальчикам активную, жизнелюбивую позицию?
– Как-то воздействовать на них, говорить, приводить примеры. Это многолетнее воспитание, не сиюминутный результат. Я говорил своим внукам: «Чего нельзя у человека отнять? Умения. И ему надо учиться». Главное все-таки – молиться. Просить помощи Божией. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий» (Пс. 126:1).
– Жизнь современных родителей превратилась по большей части в скорбь и страдания. Какой смысл в этом?
– В скорби и страдании родителей? Смысл есть. Бессмысленна жизнь – когда нет духовной стороны жизни, никаких трудов. Телесные страдания тяжелы бывают, но тяжелее их душевные. Христов Крест – это крест, который Господь понес за наши грехи. Но поскольку Господь избрал Крест очищением наших грехов, то и свое очищение человек совершает через ношение креста. Поэтому и сказал: «И кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф. 10:38). «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).
Крест – это то, что дает человеку очиститься от греха. Потому что есть такое изречение: древо креста вырастает на почве сердца. Несение креста заключается в духовном перерождении души в результате того, что тебе посылается. Часто человеку посылается какая-то скорбь до тех пор, пока она не принесет ему внутреннюю пользу духовную. Тогда может Господь даже снять или облегчить крест. Как отец Сергий Орлов говорил: для спасения нужен подвиг, а без подвига не спастись. Помните притчу, как один человек пришел к старцу?
– Отче! Почему у тебя все ладится, а у меня ничего не ладится?
Тот отвечает:
– Терпение нужно.
– Да что толку. Терпишь, терпишь, а ничего не меняется, все равно что воду решетом носить.
– А ты дождись зимы…
– Батюшка, ждешь-ждешь, а «зимы» все нет: глобальное потепление, наверное…
– По сути своей вопрос настолько сложен, что здесь без помощи Божией не обойтись: говорят, когда человек не слушает уже никого, тогда исправление только от Бога. Видимо, при потеплении воду нужно носить своими немощными горстями, понемножку…