Как научить ребенка учиться?

rebenok_uchebaВозможно, ваш сын, или дочь, съехал вниз по учебе, и вы не знаете, как заставить ребенка учиться. Давайте попробуем разобраться, как заинтересовать ребенка к учебе. Для начала, попробуем поставить себя на место ребенка. Потому что сами мы выросли и не помним, каково это, постигать науку в раннем детстве. Мало кто из нас помнить все подробности нашего обучения чтению и письму.

Итак, мы занимаемся с ребенком, пытаемся заставить его читать, а ему, вместо этого, хочется погулять. Мы заставляем его писать, а он хочет поиграть в машинки. Мы хотим, чтобы он научился считать, а он хочет смотреть телевизор. Т.е. мы должны согласиться, что обучение для ребенка – занятие не интересное, как когда-то оно неинтересно было и для нас самих.

Далее, если мы посадили ребенка писать буквы, то давайте, понаблюдаем за ним. Он напряжен. Причем напряжена не только рука, а все тело. Он помогает себе писать и ногами, и туловищем и многие дети даже высовывают язык при этом. Мышцы его тела полностью скованы. На основании этих наблюдений можно сделать вывод, что обучение с самого начала требует от школьника приложения огромных усилий и это факт. То, что кажется нам, взрослым легким и привычным занятием, для ребенка – большая и серьезная работа, с которой не так-то просто справиться. И если мы хотим понять, как заставить ребенка учиться, то с этим фактом надо согласиться и учитывать его.

Read More

Готовим сани летом.

Чтобы было проще адаптироваться к учебе, новым знаниям родители часто водят ребенка на подготовительные курсы или же занимаются с ним самостоятельно: учат считать, читать, писать, стараясь вложить максимальное количество информации в него. Это стремление вполне можно понять, ведь никто не хочет, чтобы его ребенок отставал в учебе. А теперь ответьте сами себе на вопрос: «А ребенок ваш тоже проявляет такую же инициативу? Или он занимается, только потому, что мама и папа сказали слово «так надо»?» Чтобы это желание не пропало – используйте в процессе обучения элементы игры, ведь ваша задача – заинтересовать малыша, мотивировать. Ваше родительское наставление в стиле «хорошая учеба – залог успешного будущего» для первоклассника просто набор слов. Такая мотивация более актуальна для старшеклассников, в возрасте 6-7 лет она пока еще не имеет значения.

Самое главное в предшкольный год – это поддерживать интерес к школе у ребенка, подготовить его к новой жизни, новым обязанностям, к ответственности и уважению к школе и учителям, донести до ребенка, что самое ценное в школьные годы – это полученные знания.

Предупреждаем разочарования.

Идя в школу, ребенок может даже и не знать, что его там ожидает. Ну вот не посчитали нужным родители объяснить заранее, что да как. И очень зря. Уделите и этому моменту внимание, дорогие мамы и папы. Расскажите, как надо вести себя на уроке, как вести себя в коллективе, что необходимо слушать учителя. Будет замечательно, если вы познакомите малыша заранее со школой, отведете его туда, пусть он познакомится со своей учительницей. Не стоит показывать ребенку свои переживания – ему и своих вполне достаточно. Если он видит, что мама переживает, то вполне может придумать себе, что школа – на самом деле не такое безопасное место и там может быть страшно. И вот пока он будет бороться со страхами, на учебу у него точно не останется времени, а вы будете думать, что ваш ребенок не может усвоить материал.

Все дети разные: кто-то хватает информацию на лету, кому-то надо немного времени, чтобы ее усвоить, а некоторым нужно несколько раз объяснять, чтобы был понятен материал. Разумеется, что у учителя нет возможности ориентироваться на всех учеников, она будет ориентироваться на большинство, объясняя материал. И вот в этом кроется еще один момент для разочарования: ребенок может расстроиться из-за того, что не понял чего-то на уроке, а переспросить постеснялся. Поэтому, нам, родителям, стоит уделять внимание к первоклассникам, проверять домашние задания, интересоваться, как прошел день, что нового он узнал на уроках. Ни в коем случае не выполняйте задания вместо ребенка, не подсказывайте ему – пусть старается сам, и только в случае, если вы видите, что ребенок действительно не понимает, помогите разобраться.

Теперь, давайте подумаем, если ребенку это не интересно и если обучение для него столь трудное, как заинтересовать ребенка к учебе, вопреки его собственным желаниям? В нашем обществе распространены три вида мотиваций, которые, по мнению большинства взрослых, служат для детей хорошим стимулом к учебе. Давайте, рассмотрим каждый из них и попробуем понять, действительно ли они так эффективны?

Почему "общепринятые" методы мотивации не вызывают у ребенка интереса к учебе?

Первый вид мотиваций – это, так называемая, мотивация на перспективу. Заключается она в том, чтобы ребенок, уже придя в школу, знал, зачем ему учиться и как это ему пригодится в жизни. Т.е. родители ему рассказывают о том, что нужно учиться, чтобы получить специальность, когда вырастешь, пойти работать, быть полезным стране и помогать своим маме и папе, когда они состарятся. Знание этих вещей и должно стать для ребенка стимулирующим фактором, с точки зрения родителей.

Казалось бы, это вполне логично. И информация обо всех благах, которые предвещают ему успешное обучение и престижная работа хранится в его голове, ребенок помнит ее и может сам рассказать о ней. Но, согласно исследованиям психологов, в таком возрасте подобная мотивация на перспективу никак не может повлиять на ребенка. Для него эти знания абстрактны и они не способны повлиять на его поступки.

Чтобы понять это, давайте вспомним, когда ребенок заболел и ему нужно выпить горькое лекарство или сделать какую-нибудь болезненную процедуру, как он реагирует? Он отказывается от этого и всячески сопротивляется, хотя знает, что такая процедура вылечит его и поставит на ноги и что вреда от нее не будет, нужно только немного потерпеть. Взрослый так и сделает, перетерпит, даже если боится, потому что знает, что она необходима. А ребенок не намерен терпеть и очень сильно сопротивляется, хотя тоже знает, что она необходима. Итак, становится понятно, что мотивация на перспективу в таком возрасте не эффективна, несмотря на то, что она очень распространена.

Другой тип мотивации, который многие родители берут на вооружение, когда не знают, как заинтересовать ребенка к учебе, это, так называемая, познавательная мотивация. Т.е., с этой точки зрения, ребенку должно быть интересно знать, как жили наши предки в прошлом, какие особенности есть у родного языка, какими свойствами обладают числа, из чего состоит воздух и т.д. В общем, в ребенке должна проснуться жажда познания.

Данный тип мотивации немного ближе к правде, но и он малоэффективен. Если раньше, когда не было ни телевидения, ни интернета, да и сами интересные книги были редкостью, то ребенку и вправду, могло быть все это интересно, и он мог сидеть на уроке и с интересом слушать учителя, ведь многих вещей дети, действительно, не знали раньше. Но у современных детей, которые идут в школу, запас знаний уже намного больше, чем раньше. И получается так, что почти обо всех вещах, которые учитель рассказывает, дети, в каком-либо объеме, уже слышали раньше. Или слышали по телевизору, или рассказывали родители, или знают из компьютера (интернета), или прочитали в детских энциклопедиях, которые им покупают родители и которых сейчас очень много, практически любой тематики.

Поэтому, дети сейчас хоть что-то приблизительное, но слышали и о Солнечной системе и о жизни наших предков и о достопримечательностях в разных странах и многих других самых интересных вещах, о которых рассказывают в школе. Т.е. самые интересные вещи они немного знают. И остается узнать им менее интересные вещи – таблицу умножения, скучные математические законы, правила родного языка. Конечно, такие вещи не слишком увлекают ребенка.

Третий вариант – похвала и поддержка родных людей. Изначально ребенок проявляет рвение к учебе из желания радовать маму и папу своими успехами. Не скупитесь на похвалу в таком случае, дайте понять своему малышу, что вы гордитесь его успехами! Таким образом, у него появится стимул учиться далее, узнавать что-то новое и приносить хорошие оценки. Если ребенок получил плохую отметку – не спешите ругать его за это. Для начала нужно понять, почему так вышло, может быть, он не понял материал, не успел выполнить задание. Учитесь доносить свои замечания до ребенка тактично, поверьте, что комплимент в стиле «пишешь, как курица лапой» не прибавит ребенку желания писать еще лучше и старательнее. Но и захваливать просто так тоже не стоит – иначе похвала потеряет свою ценность для него.

Итак, чем же ребенку в учебе смогут помочь родители? Прежде всего, следует оценить, как относится к учебе сам ребенок, что представляет для него процесс обучения, найти верные пути и показать ему правильное направление. Дальше ребенок справится и сам, но сориентировать его нужно нам, уважаемые родители.

Как действовать, чтобы вызвать у ребенка интерес к учебе?

Для начала, нужно уяснить, что главное в школе – это не оценки, а получение знаний и умений, которыми ребенок еще не обладает. Но многие дети думают наоборот и стараются получить хорошие оценки, во что бы то ни стало, при этом, не пытаются получить необходимых знаний для этого. В таком случае необходимо объяснить это ребенку, а он уже самостоятельно, или с вашей помощью, должен выяснить, что он умеет, а что нет. Ребенок должен осознать, что он знает, а чего – нет. И узнать это ему помогут книги, учитель, и родители. Очень важно, чтобы ребенок не боялся неудач и не стеснялся, если у него что-то не получается. Нужно объяснить ему, что, в этом случае, он должен обратиться за помощью к учителю или к родителям, ведь учитель в школе, в первую очередь, для того, чтобы учить.

Если ребенок приносит домой плохие оценки, то понять, как заинтересовать ребенка к учебе помогут несколько простых правил:

1. Не надо постоянно ругать школьника, стыдить его за плохие оценки, иначе он может почувствовать себя нелюбимым ребенком в семье. А сами по себе плохие оценки – это уже хорошее наказание для него.

2. Узнайте, из-за чего ребенок получил оценку, которая его и вас не устраивает, чтобы было понятно, над чем работать. Ведь самостоятельно ребенок не может понять, почему поставлена плохая для него оценка. Из-за почерка или грамматических ошибок, а, может быть, из-за грязи в тетрадке? Или из-за плохого поведения или из-за того, что забыл тетрадку дома и писал на листке. Учитель, зачастую, этого тоже не объясняет.

3. Разбирая ошибки, не унижайте школьника. На ошибки указывайте сдержанно, к примеру: "Здесь у тебя получилось плохо написать, буквы кривые и сползли вниз, наверное. А вот тут хорошо получилось, видно, что старался".

4. Если у ребенка получилось то, что не выходило раньше, то обязательно похвалите его за это. При этом, если вы видите, что ребенку стоило больших усилий принести по предмету, по которому у него всегда были двойки, не пятерку, а тройку, то сумейте порадоваться и ей, подбодрите ребенка. Хвалите ребенка также за каждый успех, даже за самый незначительный. А к разбору неудач переходите только после похвалы и намечайте, как можно их избежать в дальнейшем.

5. Ставьте перед ребенком посильные ему задачи. Не стоит требовать от него слишком многого, например, чтобы он решил дополнительно 10 примеров по математике без ошибок и написал их красивым почерком.

Подведем итог

Итак, давайте резюмируем все, написанное выше. Чтобы заинтересовать ребенка учебой – у него должен быть мотив. Со старшеклассниками все более-менее понятно: они уже понимают, что школа – это старт для будущего, чем успешнее он будет, тем удачнее все сложится для него во взрослой жизни. Они уже более самостоятельны и ответственны в своих поступках. А как быть с малышами, которые только начинают учебу и толком еще даже не понимают, зачем нужно ходить в школу?

Для них важен мотив: будь то похвала или жажда новых знаний – неважно, главное, чтобы он был у малыша. Однако, на одной мотивации далеко не уедешь. Ребенку необходимо знать, что он не один, что вы рядом и всегда поможете. Поэтому, с того самого момента, как ваш ребенок пошел в школу проявляйте интерес к его учебе: контролируйте первое время достаточно тщательно выполнение домашних заданий, подготовку школьной формы и рюкзака на следующий день. Но, как мы уже говорили выше, не оказывайте ему «медвежью услугу» и не учитесь за ребенка.

Он должен понимать, что выполнение домашних заданий – это его обязанность. Так же как, скажем, ваша, заботиться о нем. Донесите до ребенка, что для вас очень важно, какие знания он приобрел, выучив тот или иной урок. Не забывайте, что после школьных занятий малышу обязательно нужно отдохнуть, минимум 2 часа. Если у вас есть возможность – прогуляйтесь по парку, просто по улице. Пусть он переключится и немного отвлечется. Часто дети после школы идут на кружки, в спортивные секции дополнительно заниматься. Это очень здорово, но не забывайте, что после ребенку все равно нужен отдых. Плохое настроение, головная боль и любая другая – не самые лучшие помощники в выполнении домашнего задания, заставлять в таких случаях, чтобы ребенок немедленно сел за уроки неправильно. Чтобы ему было легче распределять время – составьте вместе режим дня, таким образом, вы научите ребенка дисциплине и порядку.

Для того, чтобы ребенок не потерял интерес к учебе, а наоборот, стремился к знаниям, будьте рядом с ним. Внимание, а также понимание – вот та самая, необходимая ребенку помощь, которая ему необходима. Он должен знать, что не смотря на неудачи, плохие отметки дом – это то место, где ему помогут, где его выслушают и поддержат.

Успехов вам и хороших оценок!

 
Київська Митрополія Української Православної Церкви
  • Єпископ Вишневскьий Спиридон звершив богослужіння престольного свята Свято–Троїцької парафії села Погреби
    21 червня 2021 року, у День Святого Духа, з благословення Блаженнішого митрополита Київського і всієї України Онуфрія єпископ вишневський Спиридон, керуючий Васильківським вікаріатством, звершив Божественну літургію у Свято–Троїцькій парафії села Погреби. Його Преосвященству співслужили настоятель храму ієрей Олександр Матяш та гості у священному сані. За богослужінням були піднесені посилені молитви про припинення епідемії коронавіруса та […]
  • Блаженніший Митрополит Онуфрій очолив прославлення святих в Олександрії
    21 червня 2021 року, у день Святого Духа, Блаженніший Митрополит Київський і всієї України Онуфрій очолив святкове богослужіння у Покровському кафедральному соборі в Олександрії. За богослужінням звершили чин прославлення місцевошанованих святих Олександрійської єпархії: священномучеників пресвітерів Василія Слотвинського, Феодора Статкевича, Олександра Балануци, Іакова Іллічевського і блаженної сповідниці Іуліти Педан. За традицією, були оголошенні рішення Священного Синоду […]
  • Предстоятель звершив панахиду за спочилим митрополитом Митрофаном
    21 червня 2021 року, у день Святого Духа, Блаженніший Митрополит Київський і всієї України Онуфрій очолив панахиду за спочилим митрополитом Луганським і Алчевським Митрофаном в Успенському соборі Свято-Успенської Києво-Печерської лаври. Разом з Предстоятелем за упокій новопреставленного владики Митрофана молились: намісник Лаври митрополит Вишгородський і Чорнобильський Павел, Керуючий справами УПЦ митрополит Бориспільський і Броварський Антоній, митрополити, […]