Как правильно класть плитку. Как класть плитку на стену быстро. Класть плитку своими руками. Как выбрать ламинат для квартиры. Какой лучше выбрать ламинат сегодня. Какого цвета выбрать ламинат. Как правильно клеить обои. Как клеить обои на потолок вертикально. Как правильно клеить углы обоями. Интересные самоделки своими руками. Качественные самоделки своими руками фото. Самоделки для дома своими руками. Как сделать потолок в доме. Чем лучше утеплить потолок дома на сегодняшний день. Утепление потолка дома своими руками. Бизнес идеи с минимальными вложениями. Успешные идеи малого бизнеса с нуля. Прибыльные бизнес идеи. Как сделать мебель своими руками. Сделать деревянная мебель своими руками. Сделать мебель своими руками видео. Опалубка для фундамента. Как сделать опалубку для фундамента быстро. Опалубка для фундамента купить.

Митрополит Антоний: Сретение — встреча вселенского масштаба

Чему может научить современника событие встречи ветхозаветного старца и новозаветного Богомладенца? Иконы, фрески, стихи, множество произведений искусства посвящены Сретению, в чем их особенность?

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...» — каждую вечерню слова Симеона Богоприимца читаются на службе — о чем они напоминают нам вновь и вновь?

Об этом и многом другом рассказал в интервью Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний.

Эта великая Встреча Творца со своим творением учит нас верности и терпению

— Сретение Господне — один из двунадесятых праздников, и, пожалуй, самый загадочный, понимание которого требует глубинного проникновения в библейскую историю. Почему встреча благочестивого старца Симеона с Богомладенцем Христом в Иерусалимском храме стала великим христианским праздником?

— В образе ветхого старца Симеона нашли свое выражение многовековые чаяния всего человечества. Об этом томительном ожидании Спасителя апостол Павел говорит, что "вся тварь совокупно стенает и мучится«(Рим. 8, 22). И мы понимаем, какой долгий и многотрудный путь совершило ветхозаветное человечество от закрытых врат потерянного рая до радостной минуты встречи с Тем, Кто должен положить конец этому страшному разделению между Небом и землей, между Богом и человеком.

Думаю, не нужно объяснять, что означает для человека радость встречи после долгой разлуки. Усталость долгого ожидания, вера в исполнение пророчеств, длительный томительный путь жизни, и вот, наконец, — встреча. Мессия, Спаситель человеческого рода на трепетных руках седого старца. Это встреча двух эпох, двух миров — Ветхого и Нового — это самая главная и долгожданная встреча в истории человечества.

Эта великая Встреча Творца со своим творением содержит в себе важный урок для каждого из нас. Она учит нас верности и терпению. Вера Ветхозаветных праведников, преданность Божественным обетованиям, исполнившимся в тот святой день, свидетельствует, что слово Божие всегда истинно, и Его любовь к человеку безгранична. Нужно только уметь ждать и верить.

Когда смотришь на икону «Сретение» мастерской Андрея Рублева, чувствуешь: Небо стало ближе

— Показать и прямой, и высший смысл события старалось не одно поколение иконописцев, живописцев, поэтов. Например, икона «Сретение», мастерская Андрея Рублева, 1408г. Здесь, на мой взгляд, удалось передать и прямой, и высший смысл события.

— Не случайно икона в православной церкви называется богословием в красках. Творчество преподобного Андрея Рублева и его учеников яркое тому подтверждение. Образы, написанные этим великим подвижником и колоссально одаренным человеком, вот уже более шестисот лет освящают наш мир своим неземным светом.

Один писатель сказал, что настоящий художник должен своим искусством превращать эту плачевную землю в преддверие Неба. И каждый раз, когда мы любуемся красотой иконописных ликов на древнерусских иконах, молимся перед ними, то отчетливо понимаем и чувствуем, что Небо стало ближе к нам.

Икона «Сретение» поражает своей монументальностью и, одновременно, лаконизмом композиционного решения. Ее особый иконографический язык, действительно, передает глубокий богословский смысл изображенного события. Потому что истинное богословие — это не слова и формулировки, а вера и жизнь.

Через свое творчество великие древнерусские иконописцы передали нам свой духовный опыт. Они открыли нам то, что сами чувствовали в своем сердце. Прекрасный духовный мир автора живет в его творчестве, открывая человечеству красоту мира горнего. В этом и заключается непреходящее значение великого духовного и культурного наследия преподобного Андрея Рублева и древнерусских иконописцев.

Разнообразие жанров, подаривших миру бессмертные шедевры, свидетельствует о том, какое важное место занимало христианство в умах и сердцах людей

— А возьмем, к примеру, фреску Капеллы дель Арена «Сретение» Джотто, художника Проторенессанса.

— Эта фреска по-своему прекрасна. Я против того, чтобы противопоставлять друг другу различные эпохи, стили, жанры и течения в искусстве. В произведениях Ренессанса своя удивительная красота и гармония, свой особый язык и индивидуальный подход к видению мира.

Конечно, если говорить честно, данное произведение искусства вызывает у меня только лишь эстетическое чувство. В то время, как творчество преподобного Андрея Рублева — это, в первую очередь, духовность и Божественное откровение, выраженное в его великом таланте.

Христианская культура воистину многогранна и разнообразна. Множество различных жанров и направлений, подаривших миру бессмертные шедевры, свидетельствуют о том, какое важное место занимало христианство в умах и сердцах людей и какую огромную роль оно сыграло в формировании нашей цивилизации.

Наша задача — сохранить наследие христианского мира, не потерять эту важную нить, которая связывает нас с истоками нашей культуры и истории.

«Сретении» И. Бродского — это поэтическое переложение евангельского повествования, пропущенное через призму таланта поэта

— В честь праздника Сретение поэт Иосиф Бродский, живший в Петербурге неподалеку от храма святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, в марте 1972 года написал своё удивительное стихотворение «Сретение». Приведу четверостишие из стихотворения:

...И старец воспринял младенца из рук

Марии; и три человека вокруг

младенца стояли, как зыбкая рама,

в то утро, затеряны в сумраке храма...

— Удалось ли Бродскому показать высший смысл праздника в своём стихотворении? Близко ли Вам творчество Бродского?

— Поэзия Иосифа Бродского настолько же прекрасна, насколько и необычна. Меня всегда удивляло умение этого автора в столь особенном ракурсе раскрывать глубокую философскую суть вещей, не впадая при этом в пафос. Талант Бродского — говорить о высоком просто и ненавязчиво. «Сретенье» я впервые прочитал в студенческие годы, несмотря на то, что найти творчество Бродского в те годы было фактически невыполнимой задачей. Стихотворение произвело на меня огромное впечатление. Оно, несомненно, выделяется из всего корпуса библейских стихов поэта своей проникновенностью.

Примечательно, что его содержание абсолютно точно следуют первоисточнику — Евангелию. Я думаю, поэт не ставил перед собой задачу показать именно высший смысл праздника в этом стихотворении. Наверное, этого в данном случае и не требуется. Главное — что ему удалось передать особую атмосферу великой Встречи Бога и человека.

«Сретение» — это поэтическое переложение евангельского повествования, которое поэт пропускает через призму своих чувств и удивительного таланта. Читая это стихотворение, понимаешь — так бьется сердце поэта.

Прав. Симеон в молитве «Ныне отпущаеши» исповедует радость — время ожидания окончено

— Можно ли назвать встречу Симеона с младенцем Христа — переменой закона? Симеон олицетворяет Ветхий завет, а Христос есть Новый завет. И слова Симеона: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...» — можно понимать не только буквально, но и как добровольную перемену каждого из нас. Так ли это?

— Событие Сретения, действительно, отмечает границу между Ветхим и Новым Заветами. Настало, наконец, время, когда Ветхий Завет с его прообразами и обрядовыми установлениями должен уйти, уступив место новозаветным свершениям. И вот, праведный Симеон в молитве «Ныне отпущаеши» исповедует радость по поводу окончания времени ожидания.

Святитель Кирилл Иерусалимский в гомилии на праздник Сретения пишет:«Да радуется Адам, чрез Симеона ко Христу говорящий: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» (Лк. 2, 29); ныне разрешаешь меня от вечных уз; ныне разрешаешь меня от тления; ныне разрешаешь меня от смерти; ныне разрешаешь меня от печали, о Сыне мой и Боже!«

Молитва святого Симеона Богоприимца поется или читается на каждой вечерне, чтобы уходящий день напоминал каждому верующему о вечере его жизни, который закончится исходом из этой временной жизни. Надо прожить жизнь в мире с Богом и исполнении евангельских заповедей, чтобы, как святой старец Симеон, с радостью встретить нескончаемый светлый день в Царствии Небесном.

Сретение возвещает нам великую радость: Бог среди людей

И люди, которых сроднил друг с другом приход Бога, с великой радостью почитают событие, ставшее одним из величайших моментов истории спасения мира.

Архимандрит Рафаил (Карелин) очень поэтично описывает значение этого события: «В день Сретения Бог, невидимо пребывающий в храме Своей благодатью, видимо вошел в него. Закрываются последние пророческие книги. Ветхий Завет уступает место Новому Завету. Так бледнеют и меркнут алмазные звезды — краса ночного небосвода — в лучах восходящего солнца. Скоро будет разрушен Иерусалимский храм, но от его основания, как молодые побеги от корня, раскинутся по всей земле христианские общины».

С этим праздником у меня связано ожидание весны, некие надежды на новую жизнь нашего общества

— Что самое главное для Вас в этом празднике? Что связано с этим праздником? Может, есть какие-то особые традиции?

— С этим праздником у меня связано ожидание весны, некие надежды на новую жизнь нашего общества. Сретение — это еще и напоминание о нашей личной встрече с Богом, которая должна состояться в жизни каждого из нас. Мы живем в ожидании этой встречи и в Церкви мы находим все, что приближает эту радость, делает ее реальностью, дает нам силы на новую жизнь в единстве с Богом, в мире и единомыслии с ближними.

Также с этим праздником связана традиция освящать в храмах свечи. Очевидно, эта традиция возникла в ознаменование слов праведного Симеона Богоприимца, который называет Богомладенца «Светом во откровение языков» (Лк. 2, 30-31). Принесенные в этот день домой сретенские свечи возжигают во время молитвы.

Главное для нас в этот день — посетить храм, исповедаться, причаститься и от всей души помолиться Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери за себя и своих близких, за мир в Украине.

Всех православных верующих я от всей души поздравляю с этим замечательным праздником и желаю мирного неба над головой и духовной радости в душе. Пусть Бог хранит наш народ и «благословит люди Своя миром» (Пс. 28, 11).


Наталья Горошкова, Валентина Гордийчук

Источник: mitropolia.kiev.ua

 
Київська Митрополія Української Православної Церкви
Київська Митрополія Української Православної Церкви
  • Архієпископ Білогородський Сильвестр очолив престольне свято храму на честь благовірного князя Олега Брянського
    3 жовтня 2022 року, в день пам’яті благовірного князя Олега Брянського, з благословення Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Онуфрія вікарій Київської Митрополії архієпископ Білогородський Сильвестр звершив Божественну літургію з нагоди престольного свята в храмі на честь святого князя Олега у Дарницькому районі міста Києва. Його Високопреосвященству співслужили: протоієрей Всеволод Рибчинський, настоятель храму протоієрей Олексій […]
  • Розпочався новий навчальний рік на православно-катехізаторських курсах, що діють при КДАіС
    2 жовтня 2022 року в Академічному храмі на честь Різдва Божої Матері був звершений молебень з нагоди початку навчання на Православно-катехізаторських курсах імені святителя Петра Могили, що діють при Київській духовній академії і семінарії. Молебень очолив завідувач курсів — проректор з навчально-методичної роботи архімандрит Філарет (Волошин) у співслужінні викладача та помічника завідувача ієромонаха Рафаїла (Мосунова). […]
  • Архієпископ Сильвестр очолив престольне свято храму на честь благовірного князя Ігоря Чернігівського
    2 жовтня 2022 року, у день пам’яті благовірного великого князя Ігоря Чернігівського, з благословення Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Онуфрія вікарій Київської Митрополії архієпископ Білогородський Сильвестр очолив престольне свято храму на честь благовірного князя Ігоря Чернігівського храмового комплексу Різдва Пресвятої Богородиці, що у мікрорайоні Теремки-1. Його Високопреосвященству співслужили: благочинний Голосіївського благочиння протоієрей Павел Кирилов, […]