Паникадило в храме: просто большая люстра?

Паникадило в Храме Преображения Господня на ВырлицеНедавно в нашем храме благодаря щедрой помощи его благодетелей и прихожан появился один важный предмет церковной утвари – паникадило (от греческого «многосвечие»). Более месяца трудились киевские мастера, чтобы украсить им нашу церковь. На первый взгляд, это просто большая люстра, однако храмовые светильники  имеют свою богатую историю и символику. Об этом рассказывает сотрудник кафедры истории искусств и реставрации УГАХА И. Ильмуратова (по материалам официального издания Екатеринбургской епархии РПЦ «Православная газета»).

Мы входим в храм - и видим сияние множества звезд в полумраке его пространства. Это церковные светильники. В чем их предназначение, их сокровенный смысл? Не осознав всей важности этой обязательной принадлежности «дома Божьего», нельзя до конца проникнуть в таинства церковных священнодействий. Святые Отцы Церкви в своих трудах уделяют внимание светильникам, упоминания о них нередко встречаются в богословской литературе. Дионисий Ареопагит называет вещественные светильники «образом невещественного озарения». «Настольная книга священнослужителя» говорит: «Горение в церковных светильниках воска и елея призвано обозначать Божественный свет, отличный от того света, которым пользуются для освещения в миру, ибо Церковь - Царство не от мира сего». Таким образом, светильники в храме олицетворяют источники света, исходящего из Царства Божьего.

      История церковных светильников восходит к самым ранним эпохам христианства, к пещерным храмам, освещенным лампадами. В древности лампы или подсвечники устраивали в виде виноградной кисти. Сохранились сведения о древнейших способах освещения церкви, бытовавших еще у греков. Профессор Б. Голубинский в «Истории русской Церкви» пишет: «соединение многих кандил устроялось или посредством подвешивания их к кругам, или навешиванием на протянутые через церковь цепи, или верви, как гирлянды. Цепи висели не постоянно, а по большим праздникам. Для отдельных светильников цепи иногда крепили в свод, а не между стенами». Такие светильники и сейчас можно встретить в храме Гроба Господня в Иерусалиме.

      Образ и форма светильников в значительной степени определяются его предназначением и местоположением. Одиночный огонь лампады может означать одного из святых Церкви. Напольные светильники первообразом своим имеют Божество, являющееся людям, согласно Ветхому Завету, в виде огненных сущностей: столпа, водившего народ Израиля по Египту, неопалимой купины, представшей Моисею. «Любой светильник со свечами, на каждой лампаде разнообразно постановленными, может служить образом неопалимой купины». Особый статус имеет церковное паникадило - самый большой из всех храмовых светильников.

      «Настольная книга священнослужителя» трактует паникадило как символ «собрания, созвездия людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных oгнем веры, горящих огнем любви к Богу...». Симеон Солунский «свечи в хоросе уподобляет звездам, а самый круг, где поставлены свечи, называет твердию».

      По другой версии, «те свечи, кои располагаются на лампаде правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а самые круги изображают как бы колеса этой колесницы...». (Колеса колесницы уместно сравнить здесь с Престолами, которые изображаются на иконах в виде крылатых колес, исполненных очей). Кроме того, паникадило на тринадцать свечей может обозначать двенадцать апостолов и Иисуса - в таком случае одна свеча располагается в центре и выше остальных.

      Церковные паникадила могут быть одно- и многоярусными. Ярусные паникадила - яркое олицетворение иерархичности горнего мира, указание на «стройный и постоянный порядок на небесах». Если круг паникадила сопоставить с небесной твердью, то несколько вертикальных рядов кругов будут обозначать несколько уровней небес или несколько чинов существ, их населяющих. Если же сопоставить его с собранием воцерковленных людей, то ярусы будут символизировать ступени человеческого совершенствования. Число ярусов может быть разным: три, пять, семь, девять, двенадцать. Нет установленного количества ярусов для всех паникадил - так же, как «нет и точного количества чинов небесных существ, а сколько их - в точности знает это один Бог, виновник их иерархии».

      Самые древние паникадила называют «хоросами». Они выглядят как металлическое или деревянное «колесо», подвешенное на цепях к куполу храма. По окружности «колеса» ставятся лампады или свечи. Однако нам более знаком другой тип паникадила, появившийся в России не так давно, в 17 веке, и с тех пор прочно закрепившийся в церковном обиходе. Их и называют собственно «паникадилами». Иногда различают названия «паникадило» и «поликандило». Поликандила имеют от 7 до 12 светильников и обычно устраиваются в боковых приделах (или небольших церквях), паникадила имеют более 12 светильников и располагаются в центральном подкупольном пространстве. Этот светильник с расходящимися от центрального стержня кронштейнами в виде растительных побегов, на которых крепятся свечи, завершается массивным металлическим «яблоком». Формой своей паникадило немного напоминает дерево. «Древовидная» структура есть образ древа жизни и неопалимой купины. Металлическое «яблоко» символизирует щедрые плоды небесной мудрости и благодати. В архитектуре храмов тоже встречается сходный похожий элемент, который называется «гирька». Он применяется в оформлении арок и наличников многих церквей как знак благословения и обетования духовных плодов, получаемых в доме Божием. «Золотое яблоко», растущее под пышными ветвями паникадила, можно трактовать и иначе - как небесную сферу, прорастающую побегами божественного света, энергии, высшего знания. Таким образом, церковное паникадило несет в себе характеристики трех высших ангельских чинов: Серафимов, как существ «пламенеющих, или горящих»; Херувимов, как имеющих свойство «обилия познания, или излияния мудрости»; и Престолов, способных «постоянно возвышаться над всем дольним, премирно стремиться в горние...».

      Напольные светильники. Напольные подсвечники видом своим вызывают в воображении пылающий неугасимым пламенем куст - “неопалимую купину”, или огненный столп, водивший народ Израиля по пустыне. Самые древние напольные светильники имели, по описанию автора “Истории русской церкви” Е. Голубинского, такой вид: “Подстава внизу в виде вскинутого блюдца, блюда для свеч были значительно менее нынешних и стволы их, состоящие из перемежающихся соединительных трубок и яблок, были одной толщины по всей своей длине”. Современные светильники более сложные по форме: их основание похоже на витую колонну или ствол дерева, иногда перевитый гроздьями винограда, блюдо для свеч тоже богато декорируется. Формы таких подсвечников также символизируют ангельские силы (“дыньки” и другие “плоды добрые”, виноград, спиральные фигуры, ажурное “оперение”, уступчатые карнизы и основания - все это образные указания на ангельское воинство и его иерархию). Существует еще один вид напольных церковных светильников, очень древний - так называемая “тощая свеча”, или “вощаница”, напоминающая поставленный на торец цилиндр, украшенный богатой росписью, фантастическими травами, изображениями святых. Тощие свечи делаются из жести или из дерева, хотя первоначально изготавливались из воска (отсюда и произошло их название). Встречаются они нечасто, но в середине 19 - начале 20 веков разрабатывались для интерьеров многих известных церквей, таких, например, как Храм Христа Спасителя в Москве.

      Особое место в ряду светильников занимает семисвечник. Он занимает важнейшее место в храме - за престолом в алтаре. Не совсем известно, как и когда этот предмет вошел в церковный обиход. Древнейший его прототип описан в Ветхом Завете, при устройстве Скинии Моисея. Семь звезд в Апокалипсисе означают семь Ангелов семи церквей, а семь светильников - семь церквей, семь духов Божиих (Откр. 1:20, 4:5). Семь светильников горят перед престолом Вседержителя. Так объясняется число светильников в семисвечнике. Для семисвечника также характерна форма стилизованного дерева. Помещаемый за престолом в алтаре, то есть в самом центре церкви, в сердце ее микрокосмоса, этот светильник символизирует мировое древо жизни, которое росло в центре ветхозаветного Рая.

      Особый тип церковных светильников - лампады, которые, подобно звездам в небе, во множестве сияют в церковной полутьме. Неслучайно перед иконами ставятся сразу два источника света: подсвечник с восковыми свечами и лампада с горящим елеем (оливковым маслом). Воск “как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения...”, а елей “является знамением милости Божией людям, ...знамением духовных истин”. Так перед иконой происходит символическая встреча, диалог Небесного Отца и его паствы.

      Придя в храм, еще раз взгляните вокруг себя: в сиянии светильников оживают лики икон, мягко мерцает позолота, воздух от горящего воска становится сладким и пряным. Перед вами раскрываются образы красоты Горнего мира...


Источник: http://orthodox.etel.ru:8082/2000/22/svet.htm

 
Київська Митрополія Української Православної Церкви
  • У Києві діє реабілітаційний центр, яким опікуватимуться священнослужителі столиці
    З благословення Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Онуфрія на парафіях Києва та єпархії розпочнеть свою діяльність Православний центр імені Георгія Побідоносця. Центр входить до Міжнародної антинаркотичної асоціації з 2015 року та веде свою діяльність в сфері алко та наркотичної залежностей у Києві та області, а також займається волонтерською діяльністю. Співробітники несуть своє служіння, грунтуючись […]
  • Відбулися соборна літургія та спільне говіння духовенства Подільського благочиння
    17 апреля, в середу шостої седмиці Великого посту, з благословення Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Онуфрія вікарій Київської Митрополії архієпископ Боярський Феодосій, керуючий Північним київським вікаріатством, звершив літургію Передосвячених Дарів в споруджуваному храмі на честь преподобного Сергія Радонезького у Подільському районі столиці. Високопреосвященному владиці співслужили: благочинний Подільського благочиння протоієрей Тимофій Костюченко, настоятель храму протоієрей […]
  • Блаженніший Митрополит Онуфрій висловив співчуття з приводу пожежі у Соборі Паризької Богоматері
    Блаженніший Митрополит Київський і всієї України Онуфрій у своєму листі до Посла Французької республіки в Україні пані Ізабель Дюмон висловив співчуття з приводу великої трагедії. «Зі смутком отримав звістку про пожежу в одному з найбільш відомих християнських соборів світу – Соборі Паризької Богоматері. <…> Прошу прийняти наші співчуття, а також щирі побажання, щоб Ваша країна […]