Пожертвовать на строительство храма
С помощью Божией, благодаря молитвам и трудам многих людей, в Киеве в 2013 году был возведен новый храм в честь Преображения Господня на Вырлице. В храме регулярно совершаются Богослужения, действует воскресная школа для детей, библиотека, церковная лавка, проводятся беседы о православной вере. С каждым днем в него для молитвы приходит все больше людей, и от этого сердце наполняется радостью. В будущих планах настоятеля прихода Преображения Господня на Вырлице протоиерея Сергия Коцара – строительство большого собора. Поучаствовать в расширении нового храмового комплекса Киева может каждый желающий – молитвой, материальной лептой или другой посильной помощью.
Пожертвовать на строительство храма можно по реквизитам:
Р/с № 26009298048
АО «Райффайзен Банк АВАЛЬ»
МФО 380805, код ЕГРПОУ 36602805
Создавая православный храм, человек сотворчествует Богу. Для церковного строительства недостаточно только лишь деятельных усилий людей, здесь всегда должна присутствовать молитва и промыслительное действие воли Божией и благодати Божией. Ведь человек был создан в первую очередь для непрестанного умного делания – молитвы. А из того, что он может сделать своими руками, основным является возведение Дома молитвы – храма Божьего. Строя церкви, человек пытается восстановить утраченную Адамом при грехопадении способность «сотрудничества», сотворчества с Богом.
Рассматривая историю храмового зодчества, прежде всего, следует обратить внимание на духовную сторону храмовой архитектуры. Строительство церкви всегда воспринималось в первую очередь как создание дома особого присутствия Божия и Божественной благодати. Поэтому главным руководством для возведения храма во все времена были Апостольские правила, постановления семи Вселенских и Поместных Соборов.
Принимающиеся за строительство храма люди часто сталкиваются с различными трудностями. Происходит так потому, что в мире создается пространство, запретное для бесов. А преодолеть бесовские искушения можно лишь благодаря традиции духовного подхода к строительству.
По Кормчей книге (сборник церковных правил и относящихся к ним государственных законов), миссия по решению всех основных вопросов, касающихся строительства храма, возлагалась на правящего архиерея. Возведение дома особого Божьего присутствия начиналось только после того, как епископ давал на это свое благословение. Отведенные под строительство земли навсегда закреплялись за монастырем или приходом и считались неприкосновенными. В основу постройки полагалась молитва епископа. Эти традиции сохранялись до XIX века.
В древности епископ следил также за правильностью и каноничностью строительства. Обязательно составлялось описание церковного здания: «...и вся сущая в нем внутренняя и внешняя на хартию да напишутся...»*. Но несмотря на строгость церковной традиции, инициативу создания храма мог взять на себя любой человек: пожертвовать на строительство храма, внести посильную лепту. Как и много лет назад, так и сегодня, главное, чтобы строительство каждого храма начиналось с благословения Божьего и молитвы.
Все материалы, предназначенные для постройки церквей, по традиции освящали водой с молебнов, а в основание сооружений полагались частицы святых мощей. Так, например, было сделано при возведении собора Св. Софии в Царьграде. Ни одно действие при этом не совершалось без молитвы. Именно поэтому на месте возведения большого собора зачастую вначале строят маленькую церковь или хотя бы часовню. Ведь непрестанная молитва, совершение Божественных Литургий – главное в богоугодном деле храмостроительства. Это подтверждает история схиархимандрита Гавриила (Зырянова). По молитвам старца чудным образом было получено разрешение на возведение храма, и даже ветер благоволил просьбам преподобного, сломав 12 деревьев – ровно столько, сколько бревен не хватало на строительство.
В древние времена существовали особые требования к строителям, задействованным в возведении храмов. Например, было запрещено нанимать на такую работу плотников, вступивших во второй брак. Конечно, сегодня у нас не всегда есть возможность выбирать только воцерковленных строителей, но все же следить за тем, чтобы поведение рабочих на территории храма было благоговейным, крайне необходимо. Стоит вспомнить один случай, который произошел при возведении храма в честь Державной иконы Божией Матери. Один строитель дерзнул курить и сквернословить и внезапно упал с лесов. Получив травму ноги, он больше не решался работать в храме.
Как уже было сказано, отведенные под храм или монастырь земли, навсегда становились неприкосновенными. Если строительство начинали на месте, где когда-то уже существовал храм, оставшийся фундамент и стены по возможности пытались сохранить. К примеру, митрополит Петр (Могила) включил руины Десятинной церкви в новое строение. Кроме того, бревна из обветшалых церквей не принято было выбрасывать, их можно было только сжечь.
С особым благоговением относились и к иконам. Конечно, даже бумажная иконка может иметь особую благодать, но все-таки неспроста раньше создание священного образа сопровождалось духовным подвигом и молитвой. Вспомним афонского иконописца монаха Иамвлиха. Когда он делал список с чудотворной Иверской иконы Божией Матери, вся братия монастыря соблюдала пост и молилась, а в краски добавляли святую воду и мощи святых.
Согласно исконным православным традициям храмоздательства, все вопросы, даже самые мелкие, и в профессиональном, и в духовном отношении должны быть учтены, для того чтобы создать поистине Дом Господень, место встречи человека с Богом.
* Иосифовская Кормчая, гл. 17, прав. 4. Цит. по ст. Кудрявцевой Т.Н. Влияние Кормчей книги на формирование традиций церковного строительства Древней Руси. – Архитектурное наследство. – № 38. – М., 1995. – С. 176.
При написании материала использовалась статья Иеромонаха Гурия (Федорова) «Церковный подход к храмовому строительству» (http://www.sergedesign.com/help_arch/guriy/index.html)