Хочу продать квартиру. Ипотека можно ли продать квартиру быстро. Можно продать долю в квартире. В каком банке брать ипотеку. Стоит ли брать ипотеку сегодня. На какой срок брать ипотеку. Утепление стен своими руками. Быстрое утепление стен пенопластом своими руками. Технология утепления стен. Ремонт видеокарты ноутбука. Быстрый ремонт видеокарты своими руками. Сколько стоит ремонт видеокарты. В каком банке взять автокредит. Где выгоднее взять автокредит без проблем. Бесплатный сервер wow. Рейтинг серверов wow сайт. Сервера wow mangos. Чертежи самодельных станков. Скачать чертежи станков для холодной ковки. Сверлильный станок чертеж. Договор аренды квартиры. Стоимость аренды квартиры в Москве. Снять в аренду квартиру.

Тема: «Вселенские Соборы»

Семь Вселенских соборов с Сотворением мира и Собором двенадцати Апостолов, 19 век

Предлагаем вашему вниманию краткое изложение цикла бесед о семи Вселенских Соборах. Беседу ведет кандидат богословия, настоятель храма Преображения Господня протоиерей Сергий Коцар.


прот. Сергий:

Основной догмат нашей веры и религии – это догмат о Пресвятой Троице. Догматом мы называем непреложную вероучительную истину. Нам необходимо помнить: только то для нас является истиной, что было дано Христом, апостолами и Святым Евангелием. И даже если Ангел с Неба придет и будет требовать признать иное, мы не должны ему верить. Но в разные века находились люди, которые сознательно отклонялись от общепризнанного учения и соблазняли этим многих христиан. Именно поэтому возникала необходимость в проведении Вселенских Соборов – собраний предстоятелей и представителей всех Поместных Церквей, созываемых для низложения ересей и утверждения истин вероучения, для установления правил, обязательных во всей Церкви, и для решения вопросов, имеющих общецерковную важность.

I Вселенский Собор (325 г.) был связан с тем, что Церковь в начале IV века восстала против лжеучения александрийского священника Ария, который всячески старался внедрить свою ложную доктрину, противоречащую нашему христианскому догмату. Арий пытался понизить вероучительные истины на уровень человеческого понимания. Но Бога и догмат о Пресвятой Троице невозможно познать через разум, потому что Бог запределен, неведом, непостижим. Мы постигаем Бога только в той мере, в которой Он дает нам это сделать. Как гласит Евагрий Понтийский, христианский богослов IV века, чтобы познать догмат о Святой Троице, человек должен отвергнуть претензии своего разума постигать все рационально. Если бы Бог был нами познаваем, Он не был бы неизменно совершенным и абсолютным. Сказано в Священном Писании: «Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь» (Малахия 3:6а); «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» (Числа 23:19). Церковь исконно учила, что Бог абсолютный, трансцендентный, непознаваемый, невидимый и непостижимый.

Атеисты говорят: покажите нам Бога и мы уверуем. Но как можно вместить Бога в какую-то определенную форму, если Он невместимый и вездесущий! «Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Псалом 138). И нам должно быть все равно, где мы будем, в раю или в аду, но только с Богом! Ведь даже там пребывает Господь, для него нет никаких ограничений. И в этом наша задача: неважно, где мы окажемся, главное – не потерять Бога в сердце. Ведь Царство Божие, вся Святая Троица, внутри нас.

Грешный александрийский пресвитер Арий игнорировал учение о Святой Троице и изложил доктрину, которая противоречила христианскому пониманию. Он учил, что Христос как Сын Божий не является единосущным Богу Отцу. Единым Богом он учил именовать Отца Небесного. Первый Вселенский Собор осудил антитринитарное (т.е. отрицающее догмат о Троице) учение Ария и утвердил непреложную истину – догмат о том, что Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. Но за короткое время Арий успел привлечь большое количество христиан, даже из числа императорского дворца, которые уклонились в арианскую ересь. Кроме того, арианство порождало иные лжеучения. То же самое произошло с римо-католической церковью. Когда она отпала от Вселенской Православной Церкви, от нее начали порождаться различные реформаторские движения: лютеранство, кальвинизм, англиканство, секты квакеров, харизматиков. Ведь раскол всегда порождает иной раскол, иную ересь.

Одним из серьезных порождений арианства стала македонианская ересь. Именно по причине ее распространения в Константинополе (ныне Стамбул), когда-то столице Византийской империи, был созван II Вселенский собор. Родоначальником этого движения был епископ Константинопольский Македоний. Он сам и его сторонники на собор не прибыли. II Вселенский Собор был созван благочестивым императором Феодосием Великим в 381 году. На этом соборе присутствовали примерно 150 епископов. Лжеучение Македония заключалось в том, что он также отвергал Святую Троицу, но в отличие от Ария македониане отвергали не Иисуса Христа, а третью ипостась Бога, и называли ее некой божественной энергией, которая исходит от Отца, но не является личностью. Последователей македонианской ереси еще называли духоборцами, потому что они восстали против Святого Духа. Мы же, православные христиане, говорим, что Бог – триипостасный, и веруем в Троицу, Единосущную, Нераздельную и Животворящую.

Когда мы говорим о рождении Сына от Отца нельзя понимать под этим физическое рождение. Не было даже мгновения, когда бы не существовало Святой Троицы, она была всегда. Рождение предвечное и постоянное, и ежесекундно Сын рождается от Отца, и Дух Святой предвечно исходит от Отца. Как сказано в нашем Символе веры: «И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша». Единство Святой Троицы во всем: все, чего хочет Отец, хочет и Сын. Одна воля, один разум, одно действие. Кстати, Символ веры был закреплен на Первом (до 7-го члена) и Втором Вселенском Соборе (7-12). Это не молитва, это обращение не к Богу, а к своей душе. Это конституция нашей веры, наша незыблемая истина. Итак, на II Вселенском Соборе было утвержден 7-й член Символа веры: «И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшаго пророки».

Необходимо помнить, что Церковь – это живой богочеловеческий организм. Значит, Бог и человек – единое целое, и на всех соборах Православной Церкви было присутствие Духа Святого. Это решение не только человеческое, но и Божье. Все соборы собирались для защиты ортодоксального учения. Первые два – в защиту Святой Троицы, остальные – в защиту христологического учения. Христос является краеугольным камнем христианства, главой нашей Церкви. «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Не может быть ничего более важного, чем учение о Святой Троице и учение о Христе.

III Вселенский Собор был созван в 431 г. в городе Ефесе по причине зарождения несторианского учения. Ересиарх (основатель ереси) Несторий был Вселенским Патриархом. Именно он начал насаждать свое учение, которое заключалось в том, что он не признавал догмат о Боговоплощении. Как мы знаем, Сын Божий через Духа Святого и Деву Марию стал человеком. Он принял не только тело человеческое, но и душу человеческую, получив богочеловеческую природу. У Иисуса Христа не было физического отца, ведь Иосиф был только обручником, формальным мужем Девы Марии, которая дала обет безбрачия, когда ее родители посвятили свою единственную дочь Богу. Ангел явился Иосифу во сне, возвестив, что Богородица носит Мессию, и совершилось чудо Боговоплощения. И не надо пытаться понять это умом. Все догматы православного учения превосходят человеческий разум. То же относится и к непорочному зачатию. Архангел Гавриил сказал Деве Марии: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1:35). И не ищите иных толкований. Мы точно знаем, что Христос пришел в мир неестественным, нечеловеческим способом, неосязаемым для нашего ума. Так восхотел Бог, и так произошло, а для Бога нет ничего невозможного, одним движением Он из праха человека создал.

Мы должны помнить, что Христос имеет только одну личность, личность Сына Божьего, но две природы – человеческую и Божественную. И сам Христос в Евангелии говорит о себе и как о сыне человеческом, и как о сыне Божием. На Фаворе произошло Его Преображение как Сына Божьего, но вспомним, как Он молился: «Отче мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). И когда Он висел на кресте, говорил по человеческому естеству: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Марк 15:34).

Несторий же учил, что Дева Мария родила обычного человека, а не Сына Божьего. А личность Сына Божия якобы находилась рядом с Иисусом Христом. Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Божью Матерь – христородицей. Несторий созвал собор, намереваясь принять учение о христородице, не подозревая, что собор осудит и отлучит его самого, патриарха. Поэтому, как мы видим, самый главный орган Церкви – это собор. На многих соборах, кстати, присутствовали почитаемые нами святые: святитель Николай, Мир Ликийских чудотворец, святитель Спиридон Тримифунтский, святой Афанасий Великий и другие.

Таким образом, III Вселенский Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств – Божеского и человеческого, а также исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию – Богородицею.

Несторианство было осуждено, но все равно находило последователей. Так, в частности, откололась православная армянская церковь. Также оно породило секту, которая противоречила несторианству и ушла в другую крайность. Это была так называемая монофизитсткая ересь, или евтихианство. Согласно этому учению, в Иисусе Христе признается только Божественная природа, которая якобы поглотила его человеческую сущность. Родоначальником этого движения был представитель одного из Константинопольских монастырей архимандрит Евтихий. Если принять его мысль, значит, на кресте страдало Божество, а Божество страдать не может. Поэтому евтихиане сказали, что на кресте страдал призрак Бога Отца, таким образом настолько запутав свое учение, что оно стало причиной созыва IV Вселенского Собора в 451 году в городе Халкидоне. Отцы Собора осудили несториан и евтихиан за их еретическое учение и утвердили следующий догмат: Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек, по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха. При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория). Неслиянно, потому что Божество не слилось с человеческой природой, во веки веков в Иисусе Христе пребывают две природы. Бог проникает во все, но никогда не сливается с человеческим. Этот догмат получил название халкидонского.

Следует еще раз подчеркнуть, что все христианские догматы взяты из Священного Писания, которое является основным источником вероучительных истин для каждого православного христианина. Но Священное Писание не каждому человеку раскрывается. Если у человека нет внутренней подготовки, внутреннего созерцания, он может читать и ничего не понимать или понимать превратно. Поэтому Церковь осуждает произвольное толкование Библии. Ввиду того, что наш разум несовершенен, каждую строчку из Священного Писания мы должны понимать так, как понимает Вселенское Православие, как учат нас святые отцы. Ведь так Господом было заложено, что есть пастыри и есть пасомые. Вследствие нарушения этого правила, и появлялись всяческие ереси.

Инициатором созыва V Вселенского Собора, который состоялся в 553 году в Константинополе, был император Юстиниан Великий. Он был известным православным императором, автором многих духовных и литургических песнопений. Как ревнитель православия, он захотел продублировать анафему (отлучение) на прежних еретиков, потому что на протяжении 100 лет несториане и монофизиты по-прежнему пытались соблазнить православных христиан. Говоря об анафеме, необходимо помнить, что каждому еретику и раскольнику дается право на покаяние. Каждый человек может вернуться в лоно Церкви, потому что Бог есть любовь и он ждет нашего обращения. И ангелы на небесах ликуют, когда кается грешник. «Милости хочу, а не жертвы», – сказал Господь. Поэтому существует понятие икономии, то есть, смягчения наказания, вплоть до его отмены, при покаянии.

На V Вселенском Соборе был утвержден целый свод канонов. Их автором был Юстиниан, но утверждались они общим Собором. В этом и состоит их сила – в соборности, и самый главный орган Церкви – Собор.

VI Вселенский Собор был созван в 680 году в Константинополе по причине распространения новой ереси, которая потрясла весь Восток, – монофелитской ереси. Монофелиты (от греч. «один, единственный» + «воля») учили, что во всем Господь подобен человеку, но свободы выбора в нем не было. Им как бы руководила Божия воля, и именно поэтому он не согрешал и не мог согрешить. Таким образом адепты этого учения преступили догматы Халкидонского собора и само Священное Писание. Но давайте вспомним, как диавол искушал Христа, как молился Иисус в Гефсиманском саду, как страдал на Кресте и взывал к Отцу. Иисус Христос во всем подобен нам, и свобода выбора в нем присутствовала, но только она не противоречила воле Божьей. Иисус Христос самостоятельно пошел на страдания, хотя мог призвать семь легионов ангелов, чтобы Его не распяли. Все эти моменты из Евангелия доказывают, что в Нем была воля человеческая. Бог никогда не может вмешаться в личный выбор человека. Ведь если бы так было, то и Адам бы никогда не согрешил.

После VI Вселенского Собора, который осудил учение монофелитов, был созван последний на сей день собор в истории Церкви. С тех пор как в 1054 году произошла большая схизма (раскол) латинской и византийской церкви, Вселенская Церковь не может созвать Собор, потому что пребывает в расколе. Только тогда это станет возможным, когда католики покаются и откажутся от своих догматов, которые противоречат принятым на Вселенских Соборах.

VII Вселенский Собор состоялся в 787 году в городе Никее (где проходил и I Вселенский Собор). Он был созван святой блаженной императрицей Ириной против иконоборческой ереси. Иконоборцы упразднили древний исконный обычай почитания икон. Зародилась эта ересь в аристократических кругах, где решили, что не подобает человеку молиться перед иконами, так как это напоминает язычество. Но уже у первых мучеников в катакомбах были найдены образцы христианской живописи. По преданиям, апостол Лука создал икону. Также вспомним и о Спасе Нерукотворном. Как видим, иконы были издревле. Порой они несли символический характер, и эти символы знали только христиане, поскольку Церковь тогда находилась в гонениях. Например, символ рыбы: если первые буквы греческих слов «Иисус Христос Сын Божий» соединить вместе, то получится слово ICHTHYS, то есть «рыба».

Итак, византийский император Ираклий заявил, что хочет прекратить обряд почитания икон и поднять иконы в храмах на такую высоту, чтобы люди не могли к ним прикладываться. Патриарх отказался это сделать. В ответ Ираклий издал указ о сжигании икон. Начались гонения на всех, кто отказался этому следовать. После Ираклия его сын Лев продолжил иконоборческую ересь. И как раз Ирина, жена внука Ираклия, третьего императора-иконоборца, прекращает эту ересь, созывая VII Вселенский Собор. Церковь учит, что мы должны почитать иконы наравне с почитанием Креста. И взирая на иконы, человеку следует возносить свои мысли к первообразу. Обожествление икон является греховным, так как сама икона – это лишь некий духовный стимул, благодаря которому человек возбуждает в себе веру, возводит ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным.

На VII Вселенском Соборе, в благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и всеми еретиками, был установлен праздник Торжества Православия, который Вселенская Православная Церковь отмечает в первое воскресенье Великого Поста.


 
Київська Митрополія Української Православної Церкви
  • Архієпископ Бучанський Пантелеімон звершив літургію в храмі містечка Бородянка
    11 червня 2019 року, у день пам‘яті святителя Луки Кримського, з благословення Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Онуфрія вікарій Київської Митрополії архієпископ Бучанський Пантелеімон, керуючий Бородянським вікаріатством, звершив Божественну літургію в храмі на честь святителя Луки Кримського у містечку Бородянка. Його Високопреосвященству співслужили настоятель храму архімандрит Хрисанф (Пазюк) та гості у священному сані. На […]
  • Блаженніший Митрополит Онуфрій очолив Божественну літургію в день Святого Духа
    17 червня 2019 року, в день Святого Духа, Блаженніший Митрополит Київський і всієї України Онуфрій очолив Божественну літургію в Успенському соборі Свято-Успенської Києво-Печерської Лаври. Його Блаженству співслужили: керуючий справами УПЦ митрополит Бориспільський і Броварський Антоній, архієпископ Боярський Феодосій, єпископ Баришівський Віктор, ректор Київської духовної академії і семінарії єпископ Білогородський Сильвестр, єпископ Згурівський Амвросій, а також […]
  • У день П’ятидесятниці Блаженніший Митрополит Онуфрій взяв участь у святковому богослужінні в Троїце-Сергієвій Лаврі
    16 червня 2019 року, у день свята Святої Трійці, П’ятидесятниці, Блаженніший Митрополит Київський і всієї України Онуфрій взяв участь у святковому богослужінні в Свято-Троїцькій Сергієвій Лаврі. Божественну літургію цього дня в Успенському соборі Лаври очолив Святіший Патріарх Московський і всієї Русі Кирил у співслужінні архієреїв та духовенства Руської Православної Церкви, насельників Лаври у священному сані. […]