Тема: Таинство Евхаристии, или Причащения

Yevharistiya

Предлагаем вашему вниманию краткое изложение беседы о главном Таинстве Православной Церкви – Таинстве Евхаристии, или Причащения. Беседу ведет кандидат богословия, настоятель Храма, протоиерей Сергий Коцар.

Протоиерей Сергий, настоятель Храма Преображения Господня: 

Спаси Господи, братья и сестры! Предметом нашей сегодняшней беседы станет Евхаристия, или Причащение. Нам известно, что это Таинство было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере, поэтому Евхаристия, совершаемая нами во время Божественной литургии, берет начало с глубокой христианской древности. Первые христиане на своих собраниях, так называемых вечерях любви, совершали преломление хлеба. По причине гонений и преследований они вынуждены были проводить Богослужения вечером, после захода солнца. Собрания совершались тайно в отдаленных и скрытых местах: на кладбищах,  в подземных галереях  и даже в открытом море. Возможность общения с единомышленниками была для первых христиан большой радостью, поэтому на встречах царила атмосфера взаимопонимания и любви друг к другу. Отсюда и происходит название собраний – вечери любви, и мы, современные христиане, должны учиться у своих предшественников этой великой добродетели.

Тем не менее главной целью древнехристианских  Богослужений было все таки не общение и молитва, а преломление хлебов, то есть причастие. Нужно сказать, что причащение древних христиан формально отличалось от того, которое совершается в современных храмах. Внешне оно напоминало трапезу апостолов на Тайной вечере, но суть таинства оставалась одинаковой во все новозаветные времена.

Многие современные православные христиане не понимают важности этого величайшего таинства, несравнимого и несоизмеримого ни с одной молитвой.  Отказываясь от причастия, человек лишает себя возможности быть правоверным христианином, для которого нет ничего более драгоценного, благодатного и спасительного, чем пречистое Тело и Кровь Господня. В древние времена те, кто не причащался более трех недель, отлучались от Церкви. И не было страшнее наказания, чем отлучение от Причастия. Один из отцев церкви, святитель Василий Великий, свидетельствует о причащении четыре раза в неделю: среду, пятницу, субботу и воскресение. Также и святой праведный Иоанн Кронштадтский благословлял своим духовным чадам причащаться каждый день. Причастие необходимо нам ради освящения, восстановления и вечной жизни. Об этом свидетельствуют слова Спасителя: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».  

Враг рода человеческого нередко навевает мысль о недостойности Причастия. В действительности, эта мысль правильная: каждый человек имеет свое «недостоинство», ведь не было и нет человека, который на протяжении земной жизни не сотворил бы греха. Как бы мы не старались и какие бы усилия не предпринимали, останемся недостойными, но причащаемся по милосердию и любви Господней. Поскольку не здоровые требуют врача, а больные, и Господь пришел не праведников спасти, а грешников. Церковь – это лечебница, в которой лечат духовные и телесные раны.

Как показывает личная священническая практика, вопрос о достойности или недостойности причащения  достаточно условный. Были случаи, когда человек, формально не подготовленный  к таинству, на исповеди захлебывался от искренности покаяния. Другой же, попостившись и вычитав правило, начинал грешить осуждением прямо во время исповеди. Кто из них более достоин принятия Животворящих Христовых Таин – вопрос риторический. Точных условий, дающих право на причащение, нет, ведь что бы мы ни сделали, будем оставаться недостойными. Ошибочно думать, что для подготовки к Причастию достаточно побыть на вечерней службе, попоститься, исповедоваться и прочитать покаянные молитвы. Одно лишь соблюдение церковных канонов не ведет к спасению, а только помогает подготовить душу к очищению и принятию Христа. Приступать к Таинству нужно с пониманием своей величайшей греховности, глубоким чувством веры, покаяния и, главное, страха Божьего.

Известно, что в древней Церкви Причастие соединялось с трапезой. Традиция изменилась вследствие частого злоупотребления едой и питием, и тогда на церковных соборах был установлен шестичасовой евхаристический пост. Обязательный тридневный пост перед таинством Причастия установили во времена советской власти, когда христиане причащались один раз в год.

Церковные правила, безусловно, нужно выполнять, но подходить к этому вопросу старайтесь благоразумно. Не откладывайте вычитывание всех канонов на последний день. Лучше разделить молитвенное правило на несколько частей, но выполнить его с должным вниманием и благоговением.

Для того чтобы лучше понять необходимость причащения, рассмотрим эту тему на доступном человеческом уровне. Представим, что в подготовке к принятию лучшего друга вы провели не один час, накрыв богатую трапезу. Друг же, переступив порог вашего дома, оценил труд, поблагодарил, перекрестился, и, не попробовав блюда, отправился по своим делам. Не обидно ли будет вам в таком случае? Не уподобляемся ли мы плохому другу, оставляя храм, не вкусив Божественного Агнца, не причастившись?.. Принеся искупительную жертву, Господь приготовил для нас этот духовный пир – Божественную Литургию, и трудился Он не несколько часов, а целую вечность, исключительно для нашего спасения.

Еще одно заблуждение, отводящее от Причастия, – возможность привыкания к этому таинству. Мнение совершенно бессмысленное и безосновательное. В данном случае отказ от причащения можно сравнить с невыполнением ежедневного молитвенного правила из-за опасения к нему привыкнуть. Разве можно назвать привычку к молитве плохой? То же самое касается и таинства Причастия.  Мы должны не просто привыкать, мы обязаны жить евхаристической жизнью! Чтобы Христос жил в нас, а мы в Нем. 

Вместе с тем, существуют монастыри и приходские храмы, в которых не благословляется частое причастие. Придя в такую церковь, нужно со смирением принять существующие традиции, понимая, что каждый монастырь имеет свой внутренний устав, которого мы обязаны придерживаться.

Иерей Димитрий, клирик Храма: 

– Различия в подходах  к вопросу Причастия, наверное, можно объяснить существованием двух традиций в Русской Православной Церкви: акримии (строгое следование установленным канонам – ред.) и икономии (снисхождение, допускаемое по обстоятельствам времени до, впрочем, определенных пределов – ред.). Обе эти традиции можно считать справедливыми. Накладывая епитимию или отказывая в благословении на Причастие, священники тем самым дают пришедшему человеку необходимую для его духовного становления и развития встряску. Так поступают многие духовники известных украинских святынь Печерской и Почаевской Свято-Успенских Лавр. Нередко наказания заставляют человека задуматься, приводят его от веры теоретической к вере деятельной и живой.

Прихожанка храма, участница беседы:

Батюшка, а как быть со словами о том, что недостойное причастие может приводить к болезни или даже смерти причащающегося? Об этом говорил еще апостол Павел.

Протоиерей Сергий, настоятель храма Преображения Господня: 

– Да, недостойное причащение действительно может привести к болезням. Но это вовсе  не означает, что из-за этого мы должны причащаться очень редко, чтобы вдруг не заболеть. А почему бы нам не причащаться чаще, чтобы вдруг не заболеть?  Дело в том, что причастие дисциплинирует  человека, держит его в духовном трезвении. Памятуя о скором принятии Святых Тела и Крови Самого Христа Бога,  христианин будет воздерживаться от греха, по крайней мере, будет стараться. Редкое причастие наоборот приводит к духовному расслаблению. Человек начинает думать так: «Вот сейчас я погрешу, а через месяц, перед причастием, стану “праведником”». Это лицемерие перед собой и перед Богом. Православный христианин всегда должен быть готов ко встрече с Христом. Апостол Павел остерегал нас от причащения без размышления о Теле и Крови Господа, от принятия Святых Даров как обычного яства и пития.

Сам Господь Иисус Христос заповедал всем нам: "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов. Пийте от Нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов".

 

Спаси Господи, братья и сестры! Ждем вас на молитве в нашем Храме Преображения Господня!

 

 

 
Київська Митрополія Української Православної Церкви
  • Вікарії Київської Митрополії взяли участь у святкуваннях з нагоди річниці обрітення Піщанської ікони Божої Матері
    21 липня 2019 року, день святкування 265-ї річниці обрітення Піщанської ікони Божої Матері, з благословення Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Онуфрія та на запрошення митрополита Ізюмського і Куп‘янського Єлисея, вікарії Київської Митрополії єпископ Баришівський Віктор та єпископ Білогородський Сильвестр взяли участь у Божественній літургії в Свято-Вознесенському кафедральному соборі міста Ізюм Харківської області. Богослужіння очолив […]
  • Блаженніший Митрополит Онуфрій очолив літургію у Києво-Печерській Лаврі
    21 липня 2019 року, у Неділю 5-ту після П’ятидесятниці, Блаженніший Митрополит Київський і всієї України Онуфрій очолив Божественну літургію в Успенському соборі Свято-Успенської Києво-Печерської Лаври. Його Блаженству співслужили: намісник Свято-Успенської Києво-Печерської Лаври митрополит Вишгородський і Чорнобильський Павел, керуючий справами УПЦ митрополит Бориспільський і Броварський Антоній, архієпископ Гурій (Кузьменко), гості у священному сані та духовенство обителі. […]
  • У Київській Митрополії відбувся ставленицький іспит для кандидатів на висвячення у священний сан
    19 липня 2019 року з благословення Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Онуфрія у Київській Митрополії відбулося засідання Ставленицької Комісії Київської єпархії Української Православної Церкви. На засіданні, яке проходило під головуванням голови комісії, вікарія Київської Митрополії архієпископа Боярського Феодосія, були екзаменовані кандидати у сан священика і диякона для служіння в Київській єпархії. В роботі комісії […]