Тема: Православие и свобода воли человека. Таинство Крещения
Предметом беседы 14 ноября стала свобода воли человека и Таинство Крещения как первый шаг на пути духовного становления личности. Беседу ведут кандидат богословия, настоятель Храма протоиерей Сергий Коцар и иерей Димитрий Симора.
Протоиерей Сергий, настоятель Храма Преображения Господня:
— Когда человек сталкивается с Церковью, у него всегда возникают недоуменные вопросы. Многие люди боятся обращаться с ними к священникам, считая их недоступными людьми. На самом деле, священник – это в первую очередь учитель. И дабы избежать предрассудков и найти правильный ответ, лучше всегда обращаться к духовным наставникам. Потому что вопросы веры и спасения – самые актуальные вопросы в нашей жизни. Ведь сказано в Евангелии: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам».
Как же искать Царства Божия? Прежде всего, через Священное Писание. На любой вопрос можно дать ответ, потому что у нас есть Закон Божий. Если же мы даем ответ не по Закону Божиему, а по человеческим рассуждениям, это приводит к греховному заблуждению. Вы находитесь пред лицем Спасителя. Спросите у Господа, как поступить, и вам сама совесть даст ответ. Обращаясь по всем вопросам, даже бытовым, к старцам, мы, по сути, становимся безличностными людьми. Господь дал нам разум, и мы должны им пользоваться, но при этом не забывать, что любое дело следует начинать с молитвой.
Бог не желает пленять нашу свободу, но хочет, чтобы человек трудился для своего спасения. Если бы Господь пленял свободу человека, не было бы в мире зла. Господь насадил древо познания добра и зла и дал человеку выбор. Так же и Адаму был показан путь жизни и путь смерти. И если мы выбираем второй путь, то в первую очередь винить нужно себя, а не дьявола, который искушает нас. Потому что благодаря данной нам свободе мы сами решаем: молиться нам и любить или же ненавидеть.
Воля Божия всегда направлена только на благо. Даже если мы скорбим, страдаем, болеем, все это дано нам для жизни будущего века. Воля человеческая должна идти параллельно воли Божьей, иначе мы теряем благодать, возможность обрести спасение. Воля нам дана, чтобы мы ее воспитывали, совершенствовали. К примеру, для этого и предназначен пост. Ведь пост – это не только гастрономическое, но и духовное воздержание от всяческих страстей. Для афонских монахов, например, радостью считается вкусить сладкие сухарики на Пасху. При этом нужно понимать, что мирские люди не готовы к таким подвигам. Но нам необходимо стремиться к совершенствованию своей воли, своего духовного состояния.
Иерей Димитрий, клирик Храма:
— Вдосконалення нашої волі неможливе без активного духовного життя. Ми маємо пам'ятати, що Господь дає нам сім Таїнств, завдяки яким ми входимо в Святу Православну Церкву Христову. І перше Таїнство, з якого власне й починається духовне життя людини, – це таїнство Хрещення. Відповідальна роль покладається при цьому на хрещених батьків. На жаль, часто вони не знають навіть Символу Віри, ставляться до Таїнства Хрещення формально, а інколи навіть зі сміхом. Дуже прикро це спостерігати, адже хрещені батьки мають вести дитину шляхом Божим, а це вимагає особливої підготовки.
Ретельно слід ставитися і до вибору імені. Адже впродовж усього нашого життя ми маємо звертатися до наших небесних покровителів, просити їх про заступництво. «Просите, и дано будет вам», – сказав Господь наш Ісус Христос. Усе людині по вірі її дається, і не треба сумніватися в силі Божій. Якось Ісаака Ньютона запитали, як Господь може воскресити тіла людські, які давно стліли, розсипалися в прах. Ньютон у відповідь змішав металічний пил із землею, а потім взяв магніт, відділив землю від метала і промовив: «Якщо нам, людям, легко зробити такий дослід, то для Бога, який з небуття в буття привів увесь світ, нема нічого складного у тому, щоб воскресити мертвих».
Вопросы участников беседы (отвечает иерей Димитрий):
— Несут ли крестные родители ответственность за уже взрослых крестников?
— Навіть якщо це вже доросла людина, все одно за неї слід обов’язково молитися, по можливості брати участь у її духовному житті. Взагалі за традицією для хлопчика брали лише хрещеного батька, а для дівчинки – хрещену матір. Зараз же хрещених батьків двоє, і якщо ви все ж таки берете на себе цей обов'язок, то незалежно від статі дитини маєте відповідально до нього ставитися. Якщо ж ви відчуваєте, що з тих чи інших причин не зможете достойно нести цей хрест, краще попросіть знайти іншу людину. Гріха у цьому не буде.
— Чи може бути хрещеною вагітна жінка?
— Так, може, це не суперечить Закону Божому.
— А обязательно ли брать крестных родителей, если крестится уже взрослый человек?
Якщо хреститься людина у свідомому віці, їй не обов'язково брати хрещених батьків, адже вона вже сама здатна виголосити обітниці перед Богом.
Спаси Господи, брати й сестри! Запрошуємо вас до наших бесід щоп'ятниці о 19:00.