Купить новостройку с отделкой. Где купить однокомнатную квартиру в новостройке? Купить новостройку недорого. Оценка стоимости недвижимости. Какая рыночная оценка недвижимости? Принципы оценки недвижимости. Теплый пол своими руками. Как сделать теплый пол в доме. Монтаж водяного теплого пола. Не включается ноутбук. Скажите почему не включается ноутбук. Ноутбук включается и сразу выключается. Быстрый кредит наличными. Где быстро взять кредит без справок. Оформить быстрый кредит. Топ wow сервера. Где скачать последний клиент wow? Самый лучший сервера world of warcraft. Ленточная пилорама цена. Ленточная пилорама своими руками чертежи. Скачать чертежи ленточной пилорамы. Аренда квартир без посредников. Длительная аренда квартир без посредников и прочих. Аренда однокомнатной квартиры.

Долгое топтание с совочком

ikona

Как сохранить мир в христианской общине? Советы священника Александра Лебедева.

Пожалуй, нет ни одного прихода, где не было бы случаев проявления грубости, несправедливости, лицемерия... Как быть, как не впасть в осуждение, а заниматься, как говорят немцы, «подметанием у собственной двери», не оставаясь, тем не менее, безразличным к нашим общим бедам?

Отец Александр, примеров недостойного поведения в церкви (и в Церкви) можно привести множество, они прекрасно известны, и большинство из нас им свидетели, а то и прямые участники. Это грустно. О чем такие примеры говорят или прямо-таки вопиют?

– Речь, видимо, идет о недостойном поведении в церкви людей церковных, от которых такое поведение увидеть как-то не ожидаешь. Примеры недостойного поведения духовенства, церковных работников – это всего лишь примеры, а не общее место, не правило. Тот факт, что СМИ с жаром подбирают каждую новость о недостойном поведении «церковников», для меня факт скорее обнадеживающий, нежели печальный. Ведь для СМИ представляют интерес явления не повседневные, а исключительные, сенсационные. А это значит, что всякий «жареный» факт из жизни Церкви – не норма. Вот когда в СМИ в качестве сенсации будут появляться сообщения о том, что некий священник в каком-то там городе посетил детский дом или больницу, тогда, действительно, появятся основания для тревоги.

И всё же это грустно – видеть, как церковь становится местом проявления далеко не лучших сторон человеческой натуры. Такие примеры говорят о том, что воцерковление – процесс не такой скорый, как кажется и хочется (а очень ведь хочется!), что искоренение своих недостатков – дело намного более серьезное и трудное, чем оно обычно представляется, что совесть может притупляться, и человек может потерять возможность видеть и осознавать свои грехи.

– Какой должна быть реакция священника и прихожан на недостойное поведение?

– Алгоритм действий дан нам Самим Спасителем. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15–17). Как правило, схема срабатывает уже на первом этапе – при личном контакте. Важно лишь, чтобы обличение звучало не с позиции судящего (автоматически – осуждающего): «Я тебе говорю: ты не прав», а с позиции сочувствующего: «Давай подумаем: поступая так-то и так-то, не согрешаем ли мы?» В противном случае есть основания для тревоги.

– За что тревога? За то, что, изо дня в день читая Послания к Коринфянам и «несмысленным Галатам», мы следуем не ревности к исправлению своей жизни, оставаясь всё такими же несмысленными, когда услышали евангельскую проповедь впервые? А услышали ли мы эту проповедь вообще, или мы – многие из нас – пришли и остались в Церкви «по традиции», по привычке? Ведь в наших приходах, пожалуй, почище, чем у галатов и коринфян, «те же распри, раздоры, ненависть» – зачем лицемерить?

– Знаете, я по характеру скорее оптимист, чем алармист. Оптимизм мой основывается на несомненном факте: Бог – милостив. Да, мы ленивые, лукавые, нерадивые рабы, но все-таки рабы не чьи-нибудь, а Божьи. Да, наши попытки что-то в себе исправить чаще всего остаются безуспешны, но всё же мы хотя бы пытаемся. Да, мы хотим как лучше, а получается как всегда, но и это свидетельствует о том, что в нас сохранилась тяга к добру.

С объективной точки зрения рисунок двух-трехгодовалого ребенка – какая-то мазня, но родители на эту мазню смотрят глазами любви и радуются ей. Бог не есть объективность, Бог есть любовь. То, что на наших приходах бывают распри, раздоры, ненависть, – это не беда, это полбеды. Беда – это когда на наших приходах одни лишь распри, раздоры и ненависть, а это не так. И примеров тому предостаточно.

– Священник – последователь, преемник апостолов. Можно ли сказать, что он снова и снова – «в муках рождения, пока не отобразится в нас Христос»? Не удручает ли это «снова и снова», не ввергает ли в уныние?

– Попробуйте врачу задать вопрос: не ввергает ли его в уныние тот факт, что, несмотря на все его старания, люди всё болеют и болеют и болезни, видимо, пожизненный и неизбежный удел всего человечества. Я думаю, вопрос вызовет недоумение: из заведомой неисправимости человеческой природы совершенно не вытекает бесполезность усилий по преодолению ее поврежденности. Если нельзя выпить океан – это не значит, что нет смысла вовсе прикасаться к воде и единственный наш удел – помирать от жажды. Воду мы пьем по мере наших сил и потребности. Вот и священник, как духовный врач, хоть и осознает ограниченность своих сил и невозможность окончательного и бесповоротного излечения пациента, однако так же осознает возможность хоть в чем-то улучшить его самочувствие. В какой-то мере мы можем поправить ситуацию, а раз можем – значит, должны это сделать. Вот и делаем по мере наших сил.

– Согласны ли вы с мнением, наблюдением священника Александра Ельчанинова о том, как устроена церковная община? По примеру апостольской: есть и свой Иоанн, и Петр, и Симон Кананит, но есть и Иуда… Какое поведение, на ваш взгляд, можно считать типичным для этих участников христианской общины в нынешнее время?

– Давайте приведем цитату из «Записей» отца Александра Ельчанинова полностью: «Одна из типичных ошибок, ведущих к осуждению, унынию, неправильным оценкам, – “руссоизм” в религии, мысль, что здесь, на нашей земле, до всеобщего суда и осуждения, могут быть явления безукоризненные – в нас самих, в других людях, в человеческих отношениях. Тогда от себя требуешь полной святости и унываешь, находя в самые святые минуты нечистоту в своем сердце, тщеславие, двойственность; тогда злишься, заметив в людях, которых считал безукоризненными, – малодушие, лукавство, ложь; тогда отчаиваешься, видя даже в Церкви Божией расколы, ссоры, ревность, зависть – разгул человеческих страстей. Между тем “надлежит сему быти”, весь мир заражен грехом; сверху донизу проходит страшная трещина – язва растления и смерти, и никто и ничто не свободно от нее. Если в самой совершенной общине – среди учеников Христа – был Иуда, то что же нам ужасаться, что в Русской Церкви есть Введенский, а свой маленький Иуда, как и свой кроткий, духоносный Иоанн и верный, деятельный Петр – есть в каждом приходе».

Да, пожалуй, эту мысль я разделяю. Люди разных характеров и разного склада наполняют Церковь: склонные к богомыслию, как апостол Иоанн Богослов; деятельные, как апостол Петр, решительные максималисты, как Симон Кананит. Воцерковление не означает нивелировку личных особенностей, сведение всего многообразия человеческих характеров к некоему универсальному обезличенному общему знаменателю. Воцерковление – это обращение своих талантов на служение Богу и ближнему. Если в характере человека есть какая-то особенная черта, то это не проклятие, а благословение, не искоренять ее надо, а постараться раскрыть во всей полноте, не закапывать талант, а пустить его в дело. Как показывает жизнь, бывают в Церкви и предатели Христа – история XX века дала тому немало примеров.

– Есть ли примеры настоящей радости для священника, действительного утешения всей общины, когда радуются все – и прихожане, и священник? Есть ли примеры сотника («и в Израиле не нашел Я такой веры!») из жизни «внешних» людей, не состоящих в определенной общине? Есть ли такие «несмертельные голованы» сегодня, о которых Лесков писал? Есть ли повод в таком случае для восхищения?

– В жизни Церкви поводы есть не только для сиюминутной, но и для вечной радости. А для всеобщей радости в жизни Церкви место есть всегда. Единодушие – вот основание радости всей общины. Если приводить примеры, то сошлюсь на самый хрестоматийный – возрождение святыни, строительство храма, что называется, «всем миром», когда каждый – не наблюдатель, а участник общего дела и каждый чувствует свою причастность к делу Божию на земле – спасению душ человеческих.

«Корнилии сотники» встречаются и в наши времена. Думаю, любой священник, имеющий опыт, может припомнить случаи горячей искренней исповеди и глубокого покаяния, приносимых людьми, от которых такого, казалось, и не ожидаешь.

И уж конечно, как во времена Лескова, так и в наши времена не стоит село без праведника. Есть они и в наше время, эти замечательные «голованы» – сам таких видел.

– Повторюсь: примеров всякой мерзости в жизни земной Церкви уйма – они начинаются с первых шагов в храме. Так делается ли мир лучше? Или каждое столетие, каждое тысячелетие, каждое поколение мы сталкиваемся с одной и той же борьбой, с одинаковыми грехами, с постылой и унылой необходимостью преодолевать то, что пытались сделать христиане всех времен и народов?

– И, заметьте, многим христианам это хорошо удавалось. Если бы в жизни земной Церкви, начиная с первых шагов в храме, человека встречала только мерзость, христиан бы не было. Потому что кто захочет приобщиться к мерзкому сообществу? Однако христианство существует, и это свидетельствует о том, что Церковь являет соприкасающимся с нею людям примеры далеко не самого низкого качества.

Но, тем не менее, между нами, людьми церковными, есть явное осознание, что в Церкви есть то, чего в ней быть ну никак не должно, то есть мерзость. Важно понять: а Церковь – это кто? – Все мы. А кто мы каждый по отдельности, и сколько в нас – лично в вас и во мне – мерзости? И каким должно быть общество таких людей – совокупностью мерзости? Очевидно – да. Земная Церковь есть совокупность грешников, которые находятся лишь в процессе очищения. Для кого-то это – линейный процесс (Аллилуйя!!!); для кого-то – съезжание с первоначальных вершин неофитской благодати и вселюбви. А для большинства, наверное, – топтание на небольшом пятачке, без значительных прорывов вперед, лишь с преодолением периодических отступлений. И чего удивляться, что, топчась в таком сообществе, мы видим свои мерзости? И – слава Богу, что видим! Удивительно, наоборот, то, что в Церкви откуда-то берется кое-что кроме мерзости, – это явно не от нас, это от присутствия Бога среди нас.

Церковь (общество людей) далеко не идеальна, но общество этих же людей вне Церкви, вне удерживающей благодати – вообще караул!

– Ваши слова о топтании на небольшом пятачке, честно говоря, жестки, чуть ли не жестоки. Так и представляешь себе серую массу, копошащуюся в собственных грехах, и себя с совочком – так себе картинка. Возможен ли прорыв-то вперед, на небо? При каких условиях?

– Прорыв не просто возможен, он обязательно будет – раньше или позднее. А главное его условие – это соблюдение заповедей Христа. Среди них есть, как вы помните, и такая: «Не судите, и не будете судимы». Честное слово, хотя бы из чувства самосохранения стоит, на мой взгляд, «потоптаться», каким бы утомительным это занятие ни казалось. Награда того стоит – спросите у святых.

Источник: pravoslavie.ru


 
Київська Митрополія Української Православної Церкви
  • Єпископ Васильківський Миколай взяв участь у зустрічі духовенства Південного вікаріатства з головою Відділу у справах сім’ї
    25 березня 2019 року з благословення Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Онуфрія в галереї "Соборна" відбулася зустріч голови Відділу у справах сім'ї Київської єпархії протоієрея Сергія Екшіяна з духовенством Південного київського вікаріатства. На зустрічі були присутні: керуючий Південним київським вікаріатством єпископ Васильківський Миколай, благочинний Солом'янського благочиння протоієрей Ярослав Шовкеник, благочинний Другого лікарняного благочиння протоієрей Геннадій Батенко та настоятелі […]
  • Єпископ Васильківський Миколай звершив чин Пасії в храмі архістратига Михаїла
    24 березня 2019 р., у Неділю другу Великого посту, з благословення Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Онуфрія вікарій Київської Митрополії єпископ Васильківський Миколай звершив чин Пасії з читанням Акафісту Божественним Страстям Христовим в храмі на честь Собору архістратига Михаїла (при Міській клінічній лікарні № 6) Другого лікарняного благочиння столиці. Преосвященному владиці співслужили благочинний Другого лікарняного благочиння протоієрей Геннадій Батенко та священики храму. Після богослужіння […]
  • Предстоятель очолив Божественну літургію на свято Собору всіх преподобних Києво-Печерських
    24 березня 2019 року, у Неділю другу Великого посту, свято Собору всіх преподобних Києво-Печерських, Блаженніший Митрополит Київський і всієї України Онуфрій звершив Божественну літургію у храмі на честь преподобних Антонія і Феодосія Свято-Успенської Києво-Печерської Лаври. Його Блаженству співслужили намісник обителі митрополит Вишгородський і Чорнобильський Павел, Керуючий справами УПЦ митрополит Бориспільський і Броварський Антоній, митрополит Могилів-Подільський […]