Как проходят Беседы о православной вере
Как только заканчивается пятничная вечерняя служба, в храме начинается движение: кто-то собирается домой, кто-то остаётся, кто-то только заходит. В это же самое время кто-то ещё едет в метро или собирается вот-вот уходить с работы: не у всех получается попасть в храм к началу бесед. А вот многие из тех, кто оказался на месте чуть раньше, оказываются свидетелями, и, случается, непосредственными участниками этакого человеческого муравейника.
Общими усилиями в считанные минуты на середине храма оказываются столы, накрытые скатертью, к ним ото всех стен пододвигаются скамейки. Раскладываются по тарелочкам печенье и конфеты, разносится свежезаваренный чай, и, после краткой молитвы, отец Сергий начинает беседу.
25 октября 2013 года в нашем храме состоялся маленький юбилей. В этот день Беседы о православной вере для верующих и неверующих проходили в пятый раз.
Кто приходит.
На каждой беседе состав участников и количество людей разное, хотя, конечно, появились уже и те, кто старается не пропускать ни одной встречи. Многие участники бывают в храме на службах, но есть и такие, кто приходит именно на пятничные беседы. Среди участников беседы «юбилейной», самому маленькому слушателю не исполнилось ещё и года, и он пришёл с мамой. Если быть совершенно точным, то с комфортом приехал в коляске. Самой «взрослой» слушательнице скоро исполнится 88 лет. Именно на этой встрече ей удалось получить ответ на свой вопрос, который относился к личному опыту почти полувековой давности.
Обычно на протяжении беседы несколько раз открывается дверь: случается, что после работы люди на беседу успевают лишь за 10 – 15 минут до её окончания. Тем более приятно, что они находят возможность присоединиться, пусть и ненадолго.
О чём говорим.
Темой пятой беседы был смысл и значение Таинства Крещения. Тема обширная, и начата она была ещё неделю назад. Как обычно, отец Сергий начинает беседу лекцией, которая призвана затронуть основные положения темы с богословской точки зрения. Через какое-то время начинают поступать вопросы.
Поскольку все мы разные, вопросы тоже поступают самые разные. В результате и аспекты темы затрагиваются разнообразные. Например, что происходит с некрещёными младенцами, умершими до принятия Таинства? В каких случаях и как может окрестить человека мирянин? Почему у крещаемых волосы выстригают крестообразно? Как выбрать воспреемников для ребёнка? Что делать, если не получилось должным образом выполнить обязанности крестного, а крестник уже вырос?
Беседа есть беседа, и подчас она перетекает в другое русло перед тем, как вновь вернуться к основной теме вечера. Часто в задаваемых вопросах отражается то, что окружает нас в повседневной жизни. Отцу Сергию приходится отвечать и на вопросы о сектах, и о болезненнейшей теме раскола в Украине, и почему столь часто среди верующих людей христоцентричность православной веры оказывается подменённой страхом перед антихристом.
Снова и снова в беседах возвращаются к вопросу об осуждении. Как не осуждать других? Почему столь часто осуждению со стороны мирян подвергается священство и монашество? Как осуждение связано с гордыней? Непростые вещи, которым посвящены в том числе и тома размышлений святых отцов, оказываются прекрасно иллюстрируемы и примерами из нашей, обычной жизни. Вот заходит в некий храм девушка, одетая не так, как было бы привычно и любезно взгляду человека, считающего себя глубоко верующим. Вот девушка уже поймала на себе осуждающий взгляд. Вот прихожанка решает сделать девушке замечание – из лучших, конечно же, побуждений. Вот девушка разворачивается и уходит, чтобы, возможно, никогда больше не прийти. И – вопрос: неужели каждый из нас готов нести ответственность за эти последствия, и, например, услышать голос Богородицы, обращённый к тебе: «Я Сама много лет вела эту девушку в храм, и вот сегодня наконец она оказалась здесь, а из-за тебя ушла опять».
За эти пять встреч спрашивали и о том, как отличить догмат Церкви от частного, пусть и очень уважаемого, мнения; и о том, как молиться за друзей или родственников, исповедующих католичество; и о том, почему всё-таки христиане убеждены в неизбежности гонений; и о многом другом. Иногда к одним и тем же вопросам возвращались снова и снова – и, конечно же, так будет и дальше, ведь темы не иссякнут, как не иссякнет ручеёк душ, ищущих ответы на важные для себя вопросы.
Как и когда заканчиваем.
Изначально беседы планировались на один час, с семи до восьми вечера. В реальности из-за количества вопросов они длятся несколько дольше, примерно до 20.15 – 20.20. Впрочем, кто-то тихонечко уйдёт пораньше: например, малышу пора готовиться ко сну, а кому-то просто далеко ехать домой.
По завершении беседы добрые добровольные помощники помогают расставить по местам столы и скамейки, и уже через несколько минут храм почти опустеет. Хотя едва ли не каждый раз находится кто-то, у кого найдётся свой, очень личный вопрос к отцу Сергию, а значит, на одной из дальних скамеек, скорее всего, продолжится разговор. Так случилось и в эту пятницу. Только к тому же оказалось, что к вечеру на Вырлицу опустился густой октябрьский туман. В храме тепло светились окошки, и горел фонарь над входной дверью, и храм, больше чем когда бы то ни было, выглядел как корабль или ковчег.