Как сделать потолок из гипсокартона. Как сделать подвесной потолок в доме. Какой потолок лучше сделать. Отделка ванной комнаты. Быстрая отделка ванных комнат панелями. Отделка ванной комнаты пластиковыми панелями. Кровля крыши профнастилом. Качественные материалы для кровли крыш. Крыша из мягкой кровли. Самоделки для сада. Успешные самоделки для сада своими руками. Самоделки для сада и огорода. Ванная мебель для ванной комнаты. Купить мебель для ванных комнат недорого. Заказ мебели для ванной комнаты. Бизнес малое производство. Самый малый бизнес идеи производство. Новый бизнес производство. Монтаж дверей своими руками. Быстрый монтаж входных дверей. Легкий монтаж пластиковых дверей. С чего начать ремонт квартиры. Быстрый ремонт дома с чего начать. Ремонт своими руками для начинающих.

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София

Vera_Nadezhda_LyubovВ цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Адри­а­на жи­ла в Ри­ме вдо­ва, ро­дом ита­льян­ка, по име­ни Со­фия, что в пе­ре­во­де зна­чит «пре­муд­рость». Она бы­ла хри­сти­ан­ка и со­об­раз­но сво­е­му име­ни жизнь свою ве­ла бла­го­ра­зум­но – по той пре­муд­ро­сти, ко­то­рую вос­хва­ля­ет апо­стол Иа­ков, го­во­ря: «муд­рость, схо­дя­щая свы­ше, во-пер­вых, чи­ста, по­том мир­на, скром­на, по­слуш­ли­ва, пол­на ми­ло­сер­дия и доб­рых пло­дов» (Иак.3:17). Сия пре­муд­рая Со­фия, жи­вя в чест­ном су­пру­же­стве, ро­ди­ла трех до­че­рей, ко­им на­рек­ла име­на, со­от­вет­ству­ю­щие трем хри­сти­ан­ским доб­ро­де­те­лям: первую дочь на­зва­ла она Ве­рою, вто­рую – На­деж­дою, а тре­тью – Лю­бо­вью. Да и что иное мог­ло про­изой­ти от пре­муд­ро­сти хри­сти­ан­ской, как не Бо­гу угод­ные доб­ро­де­те­ли? Вско­ре по­сле рож­де­ния тре­тьей до­че­ри Со­фия ли­ши­лась су­пру­га. Остав­шись вдо­вой, она про­дол­жа­ла жить бла­го­че­сти­во, уго­ждая Бо­гу мо­лит­вою, по­стом и ми­ло­сты­нею; до­че­рей же сво­их она вос­пи­ты­ва­ла так, как мо­жет сде­лать это пре­муд­рая мать: она ста­ра­лась их при­учить про­яв­лять и в жиз­ни те хри­сти­ан­ские доб­ро­де­те­ли, име­на ко­их они но­си­ли.

По ме­ре то­го, как де­ти рос­ли, воз­рас­та­ли в них и доб­ро­де­те­ли. Они хо­ро­шо уже зна­ли про­ро­че­ские и апо­столь­ские кни­ги, при­вык­ли вни­мать по­уче­ни­ям на­став­ни­ков, при­леж­но за­ни­ма­лись чте­ни­ем, бы­ли усерд­ны в мо­лит­ве и в до­маш­них тру­дах. По­ви­ну­ясь свя­той и бо­го­муд­рой ма­те­ри сво­ей, они пре­успе­ва­ли во всем и вос­хо­ди­ли от си­лы в си­лу. А так как они бы­ли чрез­вы­чай­но кра­си­вы и бла­го­ра­зум­ны, то на них вско­ре все на­ча­ли об­ра­щать вни­ма­ние.

Read MoreСлух об их пре­муд­ро­сти и кра­со­те рас­про­стра­нил­ся по все­му Ри­му. Услы­хал о них и на­чаль­ник об­ла­сти Ан­тиох и по­же­лал их ви­деть. Как толь­ко он уви­дел их, тот­час же убе­дил­ся, что они – хри­сти­ан­ки; ибо они не же­ла­ли скры­вать сво­ей ве­ры во Хри­ста, не со­мне­ва­лись в на­деж­де на Него и не осла­бе­ва­ли в сво­ей люб­ви к Нему, но от­кры­то пред все­ми про­слав­ля­ли Хри­ста Гос­по­да, гну­ша­ясь бо­го­мерз­ки­ми идо­ла­ми язы­че­ски­ми.

Read More

Read More

О всём этом Ан­тиох из­ве­стил ца­ря Адри­а­на, и тот не за­мед­лил сей­час же по­слать слуг сво­их с тем, чтобы они при­ве­ли де­виц к нему. Ис­пол­няя цар­ское по­ве­ле­ние, слу­ги от­пра­ви­лись в дом Со­фии и ко­гда при­шли к ней, то уви­да­ли, что она за­ни­ма­ет­ся по­уче­ни­ем до­че­рей сво­их. Слу­ги объ­яви­ли ей, что царь зо­вет к се­бе ее вме­сте с до­черь­ми. Ура­зу­мев, с ка­кою це­лью зо­вет их царь, они все об­ра­ти­лись к Бо­гу с та­кою мо­лит­вою:

– Все­силь­ный Бо­же, со­тво­ри с на­ми по Тво­ей свя­той во­ле; не оставь нас, но по­шли нам Твою свя­тую по­мощь, чтобы серд­це на­ше не устра­ши­лось гор­до­го му­чи­те­ля, чтобы не убо­я­лись мы страш­ных его му­че­ний, и не при­шли в ужас от смер­ти; пусть ни­что не от­торгнет нас от Те­бя, Бо­га на­ше­го.

Со­тво­рив мо­лит­ву и по­кло­нив­шись Гос­по­ду Бо­гу, все чет­ве­ро – мать и до­че­ри, взяв друг дру­га за ру­ки по­доб­но спле­тен­но­му вен­ку, по­шли к ца­рю и, ча­сто взи­рая на небо. с сер­деч­ным воз­ды­ха­ни­ем и тай­ною мо­лит­вою вру­ча­ли се­бя по­мо­щи То­го, Кто по­ве­лел не бо­ять­ся «уби­ва­ю­щих те­ло, ду­ши же не мо­гу­щих убить» (Мф.10:28). Ко­гда по­до­шли они к цар­ско­му двор­цу, то осе­ни­ли се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, го­во­ря:

– По­мо­ги нам, Бо­же, Спа­си­тель наш, про­слав­ле­ния ра­ди Тво­е­го свя­то­го Име­ни.

Их вве­ли во дво­рец, и они пред­ста­ли пред ца­рем, ко­то­рый гор­де­ли­во вос­се­дал на сво­ем троне. Уви­дев ца­ря, они воз­да­ли ему по­до­ба­ю­щую честь, но сто­я­ли пред ним без вся­кой бо­яз­ни, без вся­ко­го из­ме­не­ния в ли­це, с му­же­ством в серд­це и смот­ре­ли на всех ве­се­лым взо­ром, как буд­то бы они при­зва­ны бы­ли на пир; с та­кою ра­до­стью яви­лись они к ца­рю на ис­тя­за­ние за Гос­по­да сво­е­го.

Ви­дя их бла­го­род­ные, свет­лые и бес­страш­ные ли­ца, царь стал спра­ши­вать, ка­ко­го они ро­да, как из зо­вут и ка­ко­ва их ве­ра. Бу­дучи пре­муд­рою, мать от­ве­ча­ла так бла­го­ра­зум­но, что все при­сут­ству­ю­щие, слу­шая ее от­ве­ты, ди­ви­лись та­ко­му ее ра­зу­му. Упо­мя­нув крат­ко о сво­ем про­ис­хож­де­нии и име­ни, Со­фия на­ча­ла го­во­рить о Хри­сте, Ко­е­го про­ис­хож­де­ние разъ­яс­нить ни­кто не мо­жет, но Име­ни Ко­е­го дол­жен по­кло­нять­ся вся­кий род. Она от­кры­то ис­по­ве­да­ла свою ве­ру в Иису­са Хри­ста, Сы­на Бо­жия и, на­звав­ши се­бя Его ра­бою, про­слав­ля­ла Его Имя.

– Я хри­сти­ан­ка, – го­во­ри­ла она, – вот то дра­го­цен­ное имя, ко­им я мо­гу по­хва­лить­ся.

При этом она ска­за­ла, что и до­че­рей сво­их об­ру­чи­ла она Хри­сту, дабы нетлен­ную свою чи­сто­ту они со­хра­ни­ли для нетлен­но­го Же­ни­ха – Сы­на Бо­жия.

То­гда царь, уви­дав пред со­бою столь муд­рую жен­щи­ну, но не же­лая всту­пать с ней в про­дол­жи­тель­ную бе­се­ду и су­дить ее, от­ло­жил это де­ло до дру­го­го вре­ме­ни. Он по­слал Со­фию вме­сте с до­черь­ми к од­ной знат­ной жен­щине, по име­ни Пал­ла­дии, по­ру­чив ей на­блю­дать за ни­ми, а через три дня пред­ста­вить их к нему на суд.

Жи­вя в до­ме Пал­ла­дии и имея в сво­ем рас­по­ря­же­нии нема­ло вре­ме­ни для на­уче­ния сво­их до­че­рей, Со­фия утвер­жда­ла их в ве­ре день и ночь, по­учая вдох­но­вен­ны­ми от бо­га сло­ва­ми.

– До­че­ри мои воз­люб­лен­ные, – го­во­ри­ла она, – ныне вре­мя ва­ше­го по­дви­га, ныне на­стал день уне­ве­ще­ния ва­ше­го бес­смерт­но­му Же­ни­ху, те­перь-то вы со­об­раз­но име­нам ва­шим долж­ны по­ка­зать ве­ру твер­дую, на­деж­ду несо­мнен­ную, лю­бовь нели­це­мер­ную и веч­ную. На­стал час тор­же­ства ва­ше­го, ко­гда му­че­ни­че­ским вен­цом вы бу­де­те вен­чать­ся с пре­лю­без­ным Же­ни­хом сво­им и с ве­ли­кой ра­до­стью вой­де­те в пре­свет­лый Его чер­тог. До­че­ри мои, ра­ди сей че­сти Хри­сто­вой не жа­лей­те юной ва­шей пло­ти; не жа­лей­те кра­со­ты ва­шей и мо­ло­до­сти, ра­ди крас­ней­ше­го доб­ро­тою бо­лее сы­но­вей че­ло­ве­че­ских, и ра­ди жиз­ни веч­ной не скор­би­те о том, что ли­ши­тесь сей жиз­ни вре­мен­ной. Ибо ваш небес­ный Воз­люб­лен­ный, Иисус Хри­стос, есть веч­ное здра­вие, неска­зан­ная кра­со­та и жизнь нескон­ча­е­мая. И ко­гда те­ла ва­ши ра­ди Него бу­дут за­му­че­ны до смер­ти, Он об­ле­чет их в нетле­ние и ра­ны ва­ши сде­ла­ет свет­лы­ми, как звез­ды на небе. Ко­гда кра­со­та ва­ша бу­дет чрез му­ки за Него от­ня­та от вас, Он укра­сит вас небес­ною кра­со­тою, ко­ей глаз че­ло­ве­че­ский ни­ко­гда не ви­дел. Ко­гда же ли­ши­тесь вы вре­мен­ной жиз­ни, по­ло­жив ду­ши за Гос­по­да сво­е­го, то Он на­гра­дит вас жиз­нью бес­ко­неч­ною, в ко­ей про­сла­вит вас во ве­ки пред От­цом Сво­им небес­ным и пред Его свя­ты­ми Ан­ге­ла­ми, и все небес­ные си­лы на­ре­кут вас неве­ста­ми и ис­по­вед­ни­ца­ми хри­сто­вы­ми. Вас вос­хва­лят все пре­по­доб­ные, о вас воз­ве­се­лят­ся муд­рые де­вы и при­мут вас в свое об­ще­ние. До­че­ри мои до­ро­гие! не да­вай­те со­блаз­нить се­бя пре­ле­стя­ми вра­жьи­ми: ибо, как я ду­маю, царь бу­дет рас­то­чать вам лас­ки и су­лить боль­шие да­ры, пред­ла­гая вам сла­ву, бо­гат­ство и честь, всю кра­со­ту и сла­дость се­го тлен­но­го и су­ет­но­го ми­ра; но вы не воз­же­лай­те ни­че­го по­доб­но­го, ибо всё сие как дым ис­че­за­ет, как пыль вет­ром раз­ме­та­ет­ся и как цвет и тра­ва за­сы­ха­ет и об­ра­ща­ет­ся в зем­лю. Не устра­шай­тесь, ко­гда уви­ди­те лю­тые му­че­ния, ибо, по­стра­дав немно­го, вы по­бе­ди­те вра­га и вос­тор­же­ству­е­те на­ве­ки. Ве­рую в Бо­га мо­е­го Иису­са Хри­ста, ве­рую, что Он не оста­вит вас страж­ду­щих во имя Его, ибо Он Сам ска­зал: «За­бу­дет ли жен­щи­на груд­ное ди­тя свое, чтобы не по­жа­леть сы­на чре­ва сво­е­го? но ес­ли бы и она за­бы­ла, то Я не за­бу­ду те­бя» (Ис.49:15), неот­ступ­но Он пре­бу­дет с ва­ми во всех ва­ших му­ках, взи­рая на ва­ши по­дви­ги, укреп­ляя немо­щи ва­ши и уго­тов­ляя вам в на­гра­ду ве­нец нетлен­ный. О, до­че­ри мои пре­крас­ные! вспом­ни­те мои бо­лез­ни при рож­де­нии ва­шем, вспом­ни­те тру­ды мои, в ко­их я вскор­ми­ла вас, вспом­ни­те сло­ва мои, ка­ки­ми я учи­ла вас стра­ху Бо­жию, и утешь­те мать ва­шу в ее ста­ро­сти ва­шим доб­рым и му­же­ствен­ным ис­по­ве­да­ни­ем ве­ры во Хри­ста. Для ме­ня бу­дет тор­же­ство и ра­дость, и честь, и сла­ва сре­ди всех ве­ру­ю­щих, ес­ли удо­сто­юсь я име­но­вать­ся ма­те­рью му­че­ниц, ес­ли я уви­жу ва­ше доб­лест­ное за Хри­ста тер­пе­ние, твер­дое ис­по­ве­да­ние Его Свя­то­го Име­ни и смерть за Него. То­гда ду­ша моя воз­ве­се­лит­ся, и дух мой воз­ра­ду­ет­ся, и ста­рость моя под­кре­пит­ся. То­гда и вы бу­де­те во­ис­ти­ну мо­и­ми до­черь­ми, ес­ли, по­слу­шав на­став­ле­ния сво­ей ма­те­ри, бу­де­те сто­ять за Гос­по­да сво­е­го до кро­ви и умре­те за Него с усер­ди­ем.

Вы­слу­шав с уми­ле­ни­ем та­кое на­став­ле­ние сво­ей ма­те­ри, де­ви­цы ис­пы­ты­ва­ли сла­дость в серд­це и ра­до­ва­лись ду­хом, ожи­дая вре­ме­ни му­че­ния как брач­но­го ча­са. Ибо бу­дучи свя­ты­ми вет­вя­ми от свя­то­го кор­ня, они же­ла­ли всею ду­шою то­го, к че­му на­став­ля­ла их пре­муд­рая их мать Со­фия. Они при­ни­ма­ли к серд­цу все ее сло­ва и при­го­тов­ля­ли се­бя к по­дви­гу му­че­ни­че­ства, как буд­то со­би­ра­лись в свет­лый чер­тог, ограж­дая се­бя ве­рою, укреп­ля­ясь на­деж­дою и воз­жи­гая в се­бе огонь люб­ви ко Гос­по­ду. Обод­ряя и утвер­ждая друг дру­га, они обе­ща­ли ма­те­ри сво­ей все ее ду­ше­по­лез­ные со­ве­ты осу­ще­ствить с по­мо­щью Хри­ста на са­мом де­ле.

Ко­гда на­стал тре­тий день, они при­ве­де­ны бы­ли к без­за­кон­но­му ца­рю на суд. Ду­мая, что они лег­ко мо­гут по­слу­шать­ся его со­блаз­ни­тель­ных слов, царь на­чал так го­во­рить к ним:

– Де­ти! ви­дя ва­шу кра­со­ту и ща­дя ва­шу мо­ло­дость, я со­ве­тую вам как отец: по­кло­ни­тесь бо­гам, вла­сти­те­лям все­лен­ной; и ес­ли вы по­слу­ша­е­те ме­ня и ис­пол­ни­те то, что вам при­ка­за­но, то я на­зо­ву вас сво­и­ми детьми. Я при­зо­ву на­чаль­ни­ков и пра­ви­те­лей и всех мо­их со­вет­ни­ков и при них объ­яв­лю вас сво­и­ми до­черь­ми, и вы от всех бу­де­те поль­зо­вать­ся по­хва­лою и по­че­том. А ес­ли вы не по­слу­ша­е­те и не ис­пол­ни­те мо­е­го по­ве­ле­ния, то при­чи­ни­те се­бе ве­ли­кое зло, и ста­рость ма­те­ри сво­ей огор­чи­те, и са­ми по­гиб­не­те в то вре­мя, ко­гда бы мог­ли бо­лее все­го ве­се­лить­ся, жи­вя бес­печ­но и ве­се­ло. Ибо пре­дам я вас лю­той смер­ти и, раз­дро­бив чле­ны те­ла ва­ше­го, бро­шу их на съе­де­ние псам, и бу­де­те вы по­пи­ра­е­мы все­ми. Итак, для ва­ше­го же соб­ствен­но­го бла­га по­слу­шай­те ме­ня: ибо я люб­лю вас и не толь­ко не хо­чу гу­бить кра­со­ты ва­шей и ли­шить вас сей жиз­ни, но же­лал бы стать для вас от­цом.

Но де­вы свя­тые еди­но­глас­но и еди­но­душ­но от­ве­ча­ли ему:

– Отец наш – Бог, на небе­сах жи­ву­щий. Он про­мыш­ля­ет о нас и на­шей жиз­ни и ми­лу­ет на­ши ду­ши; мы хо­тим быть Им лю­би­мы­ми и же­ла­ем на­зы­вать­ся Его ис­тин­ны­ми детьми. По­кло­ня­ясь Ему и хра­ня Его по­ве­ле­ния и за­по­ве­ди, на тво­их бо­гов плю­ем, а тво­ей угро­зы не бо­им­ся, ибо мы то­го толь­ко и же­ла­ем, чтобы стра­дать и пе­ре­но­сить горь­кие му­че­ния ра­ди слад­чай­ше­го Иису­са Хри­ста, Бо­га на­ше­го.

Услы­хав от них та­кой от­вет, царь спро­сил мать Со­фию, как зо­вут ее до­че­рей и сколь­ко им лет.

Свя­тая Со­фия от­ве­ча­ла:

– Имя пер­вой мо­ей до­че­ри Ве­ра, и ей две­на­дцать лет; вто­рая – На­деж­да – име­ет де­сять лет, а тре­тья – Лю­бовь, ко­ей все­го де­вять лет.

Царь был весь­ма удив­лен, что при та­ком юном воз­расте они об­ла­да­ют му­же­ством и ра­зу­мом и мо­гут так от­ве­чать ему. Он на­чал сно­ва при­нуж­дать каж­дую из них к нече­стию сво­е­му и сна­ча­ла об­ра­тил­ся к стар­шей сест­ре Ве­ре, го­во­ря:

– При­не­сти жерт­ву ве­ли­кой бо­гине Ар­те­ми­де.

Но Ве­ра от­ка­за­лась. То­гда царь ве­лел раз­деть ее до­на­га и бить ее. Му­чи­те­ли, на­но­ся ей уда­ры без вся­ко­го ми­ло­сер­дия, го­во­ри­ли:

– По­жри ве­ли­кой бо­гине Ар­те­ми­де.

Но она мол­ча тер­пе­ла стра­да­ния, как буд­то би­ли не по ее те­лу, а по чу­жо­му. Не до­стиг­нув ни­ка­ко­го успе­ха, му­чи­тель по­ве­лел от­ре­зать ее де­ви­че­ские сос­цы. Но из ран вме­сто кро­ви по­тек­ло мо­ло­ко. Все смот­рев­шие на му­че­ние Ве­ры ди­ви­лись се­му чу­ду и тер­пе­нию му­че­ни­цы. И, по­ка­чи­вая го­ло­ва­ми, втайне уко­ря­ли ца­ря за его безу­мие и же­сто­кость, го­во­ря:

– Чем эта кра­си­вая де­ви­ца со­гре­ши­ла и за что так стра­да­ет? О, го­ре безу­мию ца­ря и его звер­ской же­сто­ко­сти, бес­че­ло­веч­но гу­бя­щей не толь­ко стар­цев, но да­же и ма­лых де­тей.

По­сле се­го бы­ла при­не­се­на же­лез­ная ре­шет­ка и по­став­ле­на на силь­ном огне. Ко­гда она рас­ка­ли­лась как го­ря­чий уголь и от нее ле­те­ли ис­кры, то по­ло­жи­ли на нее свя­тую де­ви­цу Ве­ру. Два ча­са ле­жа­ла она на сей ре­шет­ке и, взы­вая ко Гос­по­ду сво­е­му, ни­ма­ло не опа­ли­лась, что всех при­ве­ло в изум­ле­ние. За­тем она бы­ла по­са­же­на в ко­тел, сто­я­щий на огне и на­пол­нен­ный ки­пя­щей смо­лою и мас­лом, но и в нем оста­лась невре­ди­мою, и си­дя в нем, как бы в про­хлад­ной во­де, вос­пе­ва­ла Бо­га. Му­чи­тель, не зная, что еще сде­лать с нею, чем бы он мог ее от­вра­тить от ве­ры Хри­сто­вой, при­го­во­рил ее к усе­че­нию ме­чом.

Услы­хав сей при­го­вор, свя­тая Ве­ра ис­пол­ни­лась ра­до­сти и ска­за­ла ма­те­ри сво­ей:

– По­мо­лись за ме­ня, мать моя, чтобы мне окон­чить ше­ствие мое, дой­ти до же­лан­но­го кон­ца, уви­деть воз­люб­лен­но­го Гос­по­да и Спа­си­те­ля мо­е­го и на­сла­дить­ся ли­це­зре­ни­ем Его Бо­же­ства.

А сест­рам ска­за­ла:

– Помни­те, лю­без­ные мои сест­ры, Ко­му мы да­ли обет, Ко­му уне­ве­сти­лись; вы зна­е­те, что мы за­пе­чат­ле­ны свя­тым кре­стом Гос­по­да на­ше­го и веч­но долж­ны слу­жить Ему; по­се­му пре­тер­пим до кон­ца. Од­на и та же мать ро­ди­ла нас, од­на вос­пи­та­ла и на­учи­ла нас, по­се­му и мы долж­ны при­нять оди­на­ко­вую кон­чи­ну; как еди­но­утроб­ные сест­ры, мы долж­ны иметь од­ну во­лю. Пусть бу­ду я для вас при­ме­ром, дабы и вы шли об за мною к при­зы­ва­ю­ще­му нас Же­ни­ху на­ше­му.

По­сле се­го она по­це­ло­ва­ла свою мать, по­том, об­няв­ши се­стер, так­же це­ло­ва­ла их и по­шла под меч. Мать же ни­сколь­ко не скор­бе­ла о до­че­ри сво­ей, ибо лю­бовь к Бо­гу по­бе­ди­ла в ней сер­деч­ную пе­чаль и ма­те­рин­скую жа­лость к де­тям. Она о том толь­ко со­кру­ша­лась и за­бо­ти­лась, как бы ка­кая-ли­бо из ее до­че­рей не устра­ши­лась мук и не от­сту­пи­ла бы от Гос­по­да сво­е­го.

И ска­за­ла она Ве­ре:

– Я те­бя ро­ди­ла, дочь моя, и из-за те­бя пре­тер­пе­ла бо­лез­ни. Но ты воз­да­ешь мне за сие бла­гом, уми­рая за имя Хри­сто­во и про­ли­вая за Него ту са­мую кровь, ко­то­рую при­ня­ла в мо­ей утро­бе. Иди к Нему, воз­люб­лен­ная моя, и обаг­рен­ная сво­ею кро­вию, как бы об­ле­чен­ная в баг­ря­ни­цу, пред­стань пре­крас­ною пред оча­ми Же­ни­ха тво­е­го, по­мя­ни пред ним убо­гую мать твою и по­мо­лись Ему о сво­их сест­рах, чтобы и тех укре­пил Он в том же тер­пе­нии, ка­кое про­яв­ля­ешь ты.

По­сле се­го св. Ве­ра усе­че­на бы­ла в чест­ную гла­ву и ото­шла к Гла­ве сво­ей Хри­сту Бо­гу. Мать же, об­няв мно­го­стра­даль­ное те­ло ее и це­луя его, ра­до­ва­лась и сла­ви­ла Хри­ста бо­га, при­няв­ше­го дочь ее Ве­ру в небес­ный Свой чер­тог.

То­гда нече­сти­вый царь по­ста­вил пред со­бой дру­гую сест­ру На­деж­ду и ска­зал ей:

– Лю­без­ное ди­тя! При­ми мой со­вет: я го­во­рю это, лю­бя те­бя так же, как отец, – по­кло­нись ве­ли­кой Ар­те­ми­де, чтобы не по­гиб­нуть и те­бе, как по­гиб­ла твоя стар­шая сест­ра. Ты ви­де­ла ее страш­ные му­ки, ви­де­ла ее тяж­кую смерть, неуже­ли и ты за­хо­чешь так же стра­дать. По­верь мне, ди­тя мое, что я жа­лею твою мо­ло­дость; ес­ли бы ты по­слу­ша­ла мо­е­го при­ка­за­ния, я объ­явил бы те­бя сво­ею до­че­рью.

Свя­тая На­деж­да от­ве­ча­ла:

– Царь! Раз­ве я не сест­ра той, ко­то­рую ты умерт­вил? Раз­ве я не от од­ной с нею ма­те­ри ро­ди­лась? Не тем же ли мо­ло­ком я вскорм­ле­на и не то же ли по­лу­чи­ла я Кре­ще­ние, как и свя­тая сест­ра моя? Я рос­ла вме­сте с нею и от од­них и тех же книг и от од­но­го на­став­ле­ния ма­те­ри на­учи­лась по­зна­вать Бо­га и Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, ве­ро­вать в Него и Ему од­но­му по­кло­нять­ся. Не ду­май, царь, чтобы я по­сту­па­ла и ду­ма­ла ина­че, и же­ла­ла не то­го же, че­го и сест­ра моя Ве­ра; нет, я хо­чу ид­ти по ее сле­дам. Не мед­ли и не ста­рай­ся раз­убеж­дать ме­ня мно­ги­ми сло­ва­ми, но луч­ше при­сту­пи к са­мо­му де­лу, и ты уви­дишь мое еди­но­мыс­лие с сест­рою.

Услы­хав та­кой от­вет, царь пре­дал ее на му­че­ние.

Раз­дев ее до­на­га, как и Ве­ру, слу­ги цар­ские дол­го би­ли ее без вся­кой жа­ло­сти, – до тех пор, по­ка не уста­ли. Но она мол­ча­ла, как бы со­всем не чув­ствуя ни­ка­кой бо­ли, и толь­ко смот­ре­ла на мать свою бла­жен­ную Со­фию, ко­то­рая сто­я­ла тут, му­же­ствен­но взи­рая на стра­да­ния сво­ей до­че­ри и мо­ля Бо­га о том, чтобы Он да­ро­вал ей креп­кое тер­пе­ние.

По по­ве­ле­нию без­за­кон­но­го ца­ря св. На­деж­да бро­ше­на бы­ла в огонь и, остав­шись невре­ди­мою по­доб­но трем от­ро­кам, про­слав­ля­ла Бо­га. По­сле се­го она бы­ло по­ве­ше­на и ее стро­га­ли же­лез­ны­ми ког­тя­ми: те­ло ее па­да­ло кус­ка­ми и кровь ли­лась по­то­ком, но от ран ис­хо­ди­ло чуд­ное бла­го­уха­ние, а на ли­це ее, свет­лом и си­я­ю­щем бла­го­да­тью Св. Ду­ха, бы­ла улыб­ка. Св. На­деж­да сты­ди­ла еще му­чи­те­ля в том, что он не в си­лах по­бе­дить тер­пе­ние та­кой ма­ло­лет­ней от­ро­ко­ви­цы.

– Хри­стос моя по­мощь, – го­во­ри­ла она, – и я не толь­ко не бо­юсь му­ки, но же­лаю ее как сла­до­сти рай­ской: так при­ят­ны для ме­ня стра­да­ния за Хри­ста. Те­бя же, му­чи­тель, ожи­да­ет му­ка в ге­енне ог­нен­ной вме­сте с бе­са­ми, ко­их ты по­чи­та­ешь за бо­гов.

Та­кая речь еще боль­ше раз­дра­жи­ла му­чи­те­ля, и он при­ка­зал на­пол­нить ко­тел смо­лою и мас­лом, – под­жечь его и бро­сить в него свя­тую. Но ко­гда хо­те­ли бро­сить свя­тую в ки­пя­щий ко­тел, он немед­лен­но как воск рас­то­пил­ся, а смо­ла и мас­ло раз­ли­лись и опа­ли­ли всех окру­жа­ю­щих. Так чу­до­дей­ствен­ная си­ла Бо­жия не остав­ля­ла св. На­деж­ду.

Гор­дый му­чи­тель, ви­дя всё сие, не хо­тел по­знать ис­тин­но­го Бо­га, ибо серд­це его бы­ло омра­че­но пре­ле­стью бе­сов­скою и па­губ­ным за­блуж­де­ни­ем. Но, осме­ян­ный ма­лою от­ро­ко­ви­цею, он ис­пы­ты­вал ве­ли­кий стыд. Не же­лая до­лее пе­ре­но­сить та­кой по­зор, он осу­дил, на­ко­нец, свя­тую на усе­че­ние ме­чом. От­ро­ко­ви­ца, услы­хав о при­бли­же­нии сво­ей кон­чи­ны, с ра­до­стью по­до­шла к ма­те­ри и ска­за­ла:

– Мать моя! да бу­дет с то­бою мир, будь здра­ва и по­ми­най дочь свою.

Мать же, об­няв, це­ло­ва­ла ее, го­во­ря:

– Дочь моя На­деж­да! Бла­го­сло­вен­на ты от Гос­по­да Бо­га Выш­не­го за то, что на Него на­де­ешь­ся и ра­ди Него не жа­ле­ешь про­лить свою кровь; иди к сест­ре тво­ей Ве­ре и вме­сте с нею пред­стань к тво­е­му Воз­люб­лен­но­му.

На­деж­да це­ло­ва­лась так­же с сест­рою сво­ею Лю­бо­вью, смот­рев­шею на ее му­че­ния, и ска­за­ла ей:

– Не оста­вай­ся здесь и ты, сест­ра, пред­ста­нем вме­сте пред Свя­тою Тро­и­цею.

Ска­зав сие, она по­до­шла к без­ды­хан­но­му те­лу сест­ры сво­ей Ве­ры и, с лю­бо­вию об­няв его, по свой­ствен­ной при­ро­де че­ло­ве­че­ской жа­ло­сти, хо­те­ла пла­кать, но по люб­ви ко Хри­сту пе­ре­ме­ни­ла сле­зы на ра­дость. По­сле се­го, пре­кло­нив свою гла­ву, св. На­деж­да бы­ла усе­че­на ме­чом.

Взяв те­ло ее, мать про­слав­ля­ла Бо­га, ра­ду­ясь му­же­ству до­че­рей сво­их, и по­буж­да­ла к та­ко­во­му же тер­пе­нию сво­и­ми слад­ки­ми сло­ва­ми и муд­ры­ми уве­ща­ни­я­ми и млад­шую свою дочь.

Му­чи­тель же при­звал тре­тью от­ро­ко­ви­цу, Лю­бовь, и ста­рал­ся лас­ка­ми скло­нить ее, как и пер­вых двух се­стер, к то­му, чтобы она от­сту­пи­ла от Рас­пя­то­го и по­кло­ни­лась Ар­те­ми­де. Но на­прас­ны бы­ли ста­ра­ния обо­льсти­те­ля. Ибо ко­му же так твер­до по­стра­дать за Сво­е­го воз­люб­лен­но­го Гос­по­да, как не Люб­ви, так как и в Пи­са­нии ска­за­но: «креп­ка, как смерть, лю­бовь… Боль­шие во­ды не мо­гут по­ту­шить люб­ви, и ре­ки не за­льют ее» (Песн.8:6-7).

Не уга­си­ли в сей от­ро­ко­ви­це ог­ня люб­ви к Бо­гу мно­гие во­ды мир­ских со­блаз­нов, не по­то­пи­ли ее ре­ки бед и стра­да­ний; ее ве­ли­кая лю­бовь осо­бен­но яс­но вид­на бы­ла из то­го, что она го­то­ва бы­ла по­ло­жить ду­шу свою за сво­е­го Воз­люб­лен­но­го, Гос­по­да Иису­са Хри­ста, а ведь нет боль­шей люб­ви, как по­ло­жить ду­шу свою за дру­зей (Ин.15:13).

Му­чи­тель, ви­дя, что ни­че­го нель­зя сде­лать лас­ка­ми, ре­шил пре­дать на стра­да­ния и Лю­бовь, ду­мая раз­ны­ми му­че­ни­я­ми от­влечь ее от люб­ви ко Хри­сту, но она от­ве­ча­ла, по апо­сто­лу:

Кто от­лу­чит нас от люб­ви Бо­жи­ей: скорбь, или тес­но­та, или го­не­ние, или го­лод, или на­го­та, или опас­ность, или меч? (Рим.8:15).

Му­чи­тель при­ка­зал, рас­тя­нув ее по ко­ле­су, бить пал­кой. А рас­тя­ну­та она бы­ла так, что чле­ны те­ла ее от­де­ля­лись от со­ста­вов сво­их, и она, бу­дучи уда­ря­е­ма пал­кою, по­кры­лась как баг­ря­ни­цею кро­вию, ко­то­рою на­по­я­лась и зем­ля, как бы от до­ждя.

По­том бы­ла разо­жже­на печь. Ука­зы­вая на нее, му­чи­тель го­во­рил свя­той:

– Де­ви­ца! ска­жи хоть толь­ко, что ве­ли­ка бо­ги­ня Ар­те­ми­да, и я от­пу­щу те­бя, а ес­ли не ска­жешь се­го, то сей­час же сго­ришь в этой разо­жжен­ной пе­чи.

Но свя­тая от­ве­ча­ла:

– Ве­лик Бог мой Иисус Хри­стос, Ар­те­ми­да же и ты с нею по­гиб­не­те!

Му­чи­тель, раз­гне­ван­ный та­ки­ми сло­ва­ми, по­ве­лел пред­сто­я­щим тот­час же вверг­нуть ее в печь.

Но свя­тая, не до­жи­да­ясь то­го, чтобы кто бро­сил ее в печь, са­ма по­спе­ши­ла вой­ти в нее и, бу­дучи невре­ди­мой, хо­ди­ла по­сре­дине ее, как бы в про­хлад­ном ме­сте, поя и бла­го­слов­ляя Бо­га, и ра­до­ва­лась.

В то же вре­мя из пе­чи вы­ле­те­ло пла­мя на невер­ных, окру­жа­ю­щих печь, и неко­то­рых по­жгло в пе­пел, а иных опа­ли­ло и, до­стиг­нув до ца­ря, обо­жгло и его, так что он да­ле­ко бе­жал.

В пе­чи той бы­ли вид­ны и дру­гие си­я­ю­щие све­том ли­ца, ко­то­рые ли­ко­ва­ли вме­сте с му­че­ни­цей. И пре­воз­но­си­лось имя Хри­сто­во, а нече­сти­вые бы­ли по­срам­ле­ны.

Ко­гда по­гас­ла печь, му­че­ни­ца, пре­крас­ная неве­ста Хри­сто­ва, вы­шла из нее здра­вою и ве­се­лою, как из чер­то­га.

То­гда му­чи­те­ли, по по­ве­ле­нию ца­ря, про­вер­те­ли чле­ны ее же­лез­ны­ми бу­ра­ва­ми, но Бог под­креп­лял свя­тую Сво­ею по­мо­щью и в этих му­ках, так что и от них она не умер­ла.

Кто бы мог пре­тер­петь та­ко­вые му­че­ния и не умер бы мгно­вен­но?!

Од­на­ко воз­люб­лен­ный Же­них, Иисус Хри­стос, под­креп­лял свя­тую, чтобы как мож­но бо­лее по­сра­мить нече­сти­вых, а ей воз­дать боль­шую на­гра­ду, и чтобы креп­кая си­ла Бо­жия про­сла­ви­лась в немощ­ном со­су­де че­ло­ве­че­ском.

Раз­болев­ший­ся от ожо­га му­чи­тель по­ве­лел, на­ко­нец, усек­нуть свя­тую ме­чом.

Она же, услы­хав о сем, ра­до­ва­лась и го­во­ри­ла:

– Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, воз­лю­бив­ший ра­бу Твою Лю­бовь, – пою и бла­го­слов­ляю мно­го­пе­тое имя Твое за то, что вчи­ня­ешь ме­ня вме­сте с сест­ра­ми, спо­до­бив и ме­ня пре­тер­петь за имя Твое то же, что и они пре­тер­пе­ли.

Мать ее св. Со­фия, не пе­ре­ста­вая, мо­ли­лась Бо­гу о млад­шей до­че­ри сво­ей, чтобы Он да­ро­вал ей тер­пе­ние до кон­ца, и го­во­ри­ла ей:

– Тре­тья моя ветвь, ча­до мое воз­люб­лен­ное, под­ви­зай­ся до кон­ца. Ты идешь доб­рым пу­тем и для те­бя спле­тен уже ве­нец и от­верз­ся уго­то­ван­ный чер­тог, Же­них уже ожи­да­ет те­бя, взи­рая с вы­со­ты на твой по­двиг, чтобы, ко­гда ты пре­кло­нишь под меч свою го­ло­ву, взять твою чи­стую и непо­роч­ную ду­шу в свои объ­я­тия и упо­ко­ить те­бя с сест­ра­ми тво­и­ми. По­мя­ни­те и ме­ня, мать ва­шу, в цар­стве Же­ни­ха сво­е­го, чтобы он ока­зал ми­лость и мне и не ли­шил ме­ня участ­во­вать и пре­бы­вать с ва­ми в сла­ве Его свя­той.

И тот­час св. Лю­бовь бы­ла усе­че­на ме­чом.

Мать, при­няв ее те­ло, по­ло­жи­ла его в до­ро­гой гроб вме­сте с те­ла­ми свя­тых Ве­ры и На­деж­ды и, укра­сив те­ла их как долж­но, по­ста­ви­ла гроб на по­гре­баль­ную ко­лес­ни­цу, от­вез­ла их из го­ро­да на неко­то­рое рас­сто­я­ние и с че­стью по­хо­ро­ни­ла до­че­рей на вы­со­ком хол­ме, пла­ча от ра­до­сти. На­хо­дясь на мо­ги­ле их три дня, она усерд­но мо­ли­лась Бо­гу и са­ма по­чи­ла о Гос­по­де. Ве­ру­ю­щие по­греб­ли ее там же вме­сте с до­черь­ми. Та­ким об­ра­зом и она не ли­ши­лась с ни­ми уча­стия в Цар­стве Небес­ном и му­че­ни­че­ско­го вен­ча­ния, по­то­му что ес­ли не те­лом, то серд­цем сво­им и она стра­да­ла за Хри­ста.

Так пре­муд­рая Со­фия и жизнь свою окон­чи­ла пре­муд­ро, при­не­ся в Дар Свя­той Тро­и­це трех доб­ро­де­тель­ных до­че­рей сво­их – Ве­ру, На­деж­ду и Лю­бовь.

О, свя­тая и пра­вед­ная Со­фия! Ка­кая жен­щи­на спас­лась чрез ча­до­ро­дие так, как ты, ро­див­шая та­ких де­тей, кои уне­ве­сти­лись Спа­си­те­лю и, по­стра­дав за Него, ныне с Ним цар­ству­ют и про­слав­ля­ют­ся? По­ис­ти­не ты мать, до­стой­ная удив­ле­ния и доб­рой па­мя­ти; так как, смот­ря на страш­ные, тяж­кие му­ки и смерть воз­люб­лен­ных сво­их чад, ты не толь­ко не скор­бе­ла, как свой­ствен­но ма­те­ри, но, уте­ша­е­мая бла­го­да­тью Бо­жи­ею, боль­ше ра­до­ва­лась, са­ма на­учи­ла и умо­ля­ла до­че­рей не жа­леть вре­мен­ной жиз­ни и без по­ща­ды про­лить кровь свою за Хри­ста Гос­по­да.

На­сла­жда­ясь ныне зре­ни­ем пре­свет­ло­го Его ли­ка вме­сте со свя­ты­ми тво­и­ми до­черь­ми, по­шли и нам пре­муд­рость, чтобы мы, со­хра­нив доб­ро­де­те­ли ве­ры, на­деж­ды и люб­ви, спо­до­би­лись пред­стать Пре­свя­той, Несо­здан­ной и Жи­во­тво­ря­щей Тро­и­це и сла­вить Ее во ве­ки ве­ков. Аминь.

 
Київська Митрополія Української Православної Церкви
  • У Свято-Покровському Голосіївському чоловічому монастирі відбувся форум священників м. Києва
    12 листопада 2019 року з благословення Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Онуфрія у стінах Свято-Покровського Голосіївського монастиря пройшов форум священників міста Києва за темою «Парафія як громада: роль священика на парафії». У форумі взяли участь вікарії Київської єпархії УПЦ архієпископ Боярський Феодосій та єпископ Баришивській Віктор, секретар Київської єпархії по місту Києву протоієрей Віктор Іващук (ведучий форуму), духовенство столиці. З доповіддю на тему «Проблемні аспекти сучасного […]
  • Єпископ Гостомельський Тихон звершив богослужіння престольного свята храму у селі Блиставиця
    10 листопада 2019 року єпископ Гостомельський Тихон, керуючий Ірпінським вікаріатством, з благословення Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Онуфрія звершив Божествену літургію в храмі на честь великомучениці Параскеви-П'ятниці у селі Блиставиця Київської області з нагоди престольного свята парфії. Його Преосвященству співслужили настоятель храму протоієрей Ілія Солкан, клірики та гості у священному сані. За богослужінням була […]
  • Керуючий справами УПЦ взяв участь у святкуваннях з нагоди вшанування пам’яті святого Іоанна Милостивого у Словаччині
    10 листопада 2019 року, в рамках святкування 1400-ліття блаженної кончини святого Іоана Милостивого, Керуючий Справами Української Православної Церкви митрополит Бориспільський і Броварський Антоній взяв участь у Божественній літургії в кафедральному соборі святого Іоана Милостивого в місті Кошице. Богослужіння очолив Високопреосвященніший Амфілохій, Архієпископ Цетинський, митрополит Чорногорський і Приморський. Також за літургією співслужив архієпископ Михалівський і Кошицький […]